Страница протоболгаров. Язык, происхождение, история и религия в статьях, книгах и музике.

http://protobulgarians.com

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИКИ

БОЛГАРСКОГО ЭТНОНИМА

 

Иван Танев Иванов

 

  “Авитохол”, исторический журнал, бр. 27, 2004, стр. 22 – 29

Перевод с болгарского, переработанный и допольненный вариант.

 

Ключевые слова: этноним, болгары, булгары, болгарский, булгарский, семантика, смысл, протоболгары, семантичный, просхождение, этнический.

Ключевые фразы: болгарский этноним, народностное имя болгар, семантика этнонима болгар, смысл болгарского этнонима, происхождение протоболгаров, древные болгары.

Уже существует большое число гипотез пытающиеся объяснить семантику болгарского этнонима [1, стр. 353-354; 10], однако, как правило, ни одна из них пока не  утвердилась и не является общепринятой. Замечательный успех в этом направлении являются результаты П. Добрева [2]. Используя словесного фонда языков региона горы Памир, П. Добрев [2] пришел к выводе, что этноним “болгары” может обладать смыслом “високим, великим, могущественым”.

Цель настоящей статьи является описание семантики болгарского этнонима с точки зрения культуры и истории древных протоболгаров.

Племена древных болгаров мигрировали из Средней Азии к степи севернее от Кавказа в первые века новой эры, что уже является хорошо документированное историческое событие (Рис. 1). Это преимуществено племена из состава сарматов, саков и тохаров, населявшие первоначально Средней Азии и Тарымской низменности. В этом восточноиранском районе самым большим, древным и известным городом был сегодняшный город Балх, Северный Авганистан [3,4], центр мощной цивилизации  арийских племен. Этот город существует уже более чем 3500 год под именем, которое у индийцев было Бахлика, у армян Балл, у таджиков Балх, у греко-македонцев Александра Великого Бактра и у ранных персов Бахли, позднее Бахди [3].

Цивилизация арийцев в районе города Балха возникла одновремено с  цивилизацией Харапа и Мохенджо Даро вблизи реки Инд. В конце II тысячилетия пр. н.е. в этом районе наступают большие перемены, выразяющиеся постепенном исчезновением городов населенных протоиндийским населением и инвазией арийцев в Северную Индию. Позднее, цивилизация с центром города Балх оказывает решающее влияние населению сегодняшнего Ирана. В V в. пр. н. е. в Балхе живет Заратустра, который реформирует религию иранского света. Язык населения Балха в том времени (авестийский, по заголовке книги “Авеста”) становится державным и религиозным языком Персии и остальных иранских стран и по отношению к языкам этих стран выпольняет ту роль, который имел латинский в формировании языков латинской группы.

 

  Рис. 1. Миграция индоевропейских племен образовавшие ядро древнего протоболгарского этноса.

В периоде VI –IV в. пр. н.е. государство с центром города Балх (Бахлика/Балхара) попадает в васальной зависимости Персией. После этого в ней начинаеся вторжение многочисленых племен и народов, притяженных богатствами и славы этой страны. Первые здесь придут и создадут семьи Александр Великий со своими  войнами (330 г. пр. н.е.). После греко-македонцев придут партяны (248 г.пр.н.е.), что вызывет мощную миграцию местных сарматских племен к Северному Причерноморию (Рис. 1). Севернее от Черного моря появятся в начале аланы, после них и первые болгарские племена. После партян, в Бактрию входят тохары (юе-джи) (128 год. в. пр. н.е.), кушаны (1 век после н.е.) и хефталиты (вторая половина 4 века). Последные племена и народы являются индоевропейскими выходцами с соседной Таримской низменности.

В периоде этой драматической перемены управление и етнический состав Бахлики/Балхары, эту державу в современной исторической науке называют  именами новопоявившихся племен, Тохаристан во времени управления тохаров (1 век пр.н.е. – 1 век после н.е.) и Кушанской империи во времени господства кушанов (1 – 4 век). Несмотря на этих перемен, до 5 века индийцы продолжают регистрировать район, народ и державу возле города Балха ползуясь его старым названием Бахлика.

Ввиду большой близости между основами этнонима болгаров и топонима Балх, с района которого пришли в Европу протоболгары, можно считать обоснованным проанализировать възможность о наличии этимологической связи между этнонимом ‘болгар- и топонимом Балх. Другие авторы [1, стр. 398; 2] тоже пришли к выводу, что в названии “балхика/бахлика” в индийских источниках возможно отражена  древная форма этнонима “болгар”. Основу нашего этнонима болгар’ можно разделить в двух частях, болг’ и ‘ар’. Некоторые авторы принимают, что у протоболгаров наставка ‘ар’ играет роль частицы множественного числа, что пока не вполне обосновано. Вторая возможность - наставка ‘ар’ можно перевести с древнеиранским словом ‘ар’ или ‘ир’, что означает ‘человек, мужчина’, которое в последствии воспринято тюрками [5, стр. 59]. Эта наставка употреблена в этнониме многих других народов (авар, хазар, сувар, мишар, даже в поздных маджар, хунгар, татар) самым вероятным образом в том же смысле. В том и другом случае, первую часть ‘болг’ уже можно рассмотривать как отдельное слово имеющее самостоятельную этимологию. В целом, этнонимную основу “болг(ар)” можно перевести как человек, соответно люди из района города Балха.

Имея в виду древнего происхождения и индоевропейского характера  населения в районе города Балха, самым логичным является вывод о протоиндоевропейской этимологии топонима Балха. Существувуют два протоиндоевропейские слова, которые фонетически близки к названию этого города и могут задоволительно объяснит эго семантику: это слова b(h)erэg  берыг и b(h)erg(h)o – берго [6]. Здесь знаком э’ обозначен протоиндоевропейский звук “еш”, что в современном болгарском языке соответствует фонеме ‘ъ’, очень близкой к русской “ы”.

1) Протоиндоевропейское слово b(h)erэg имеет два значения [6]. Первое и самое важное ‘белый’, а второе ‘блестать, искреть, светиться в отраженном свете’ с производными ‘блескающий, искрящый’. Отсюда, самое правдоподобное значение названия города Балха это Белый город - Белгород’. Это содержание топонима Балх может привнести в етнониме болгаров этимологический смысл “белые, блестящие, искрящие”.

Возможность что восточно-иранское слово ‘балх’ означало ‘белый, блестящый’  потверждается фактом, что в угро-финских языках в древности и сегодня слово ‘белый, блестящый’ звучит как ‘valge’. В древности, угро-финские племена были непосредствеными соседами с севера восточным иранцам и взяли у них много слов, возможно то же самое слово ‘балх’–valge - белый.

2) Протоиндоевропейское слово b(h)erg(h)o означает ‘гора’. Из этого слова происходит слова berg – высокое место, берег, гора в языке древных фракийцев. У  славян оно перешло в берег’, а у германских народов в ‘berg’ – гора. Можно предположить, что среди часть населения в районе города Балха слово bhergho перешло  в ‘балкан’- что в современном болгарском языке означает “гора”. Семантика слова b(h)erg(h)o тоже могла быть введена в топониме Балх придавая болгарскому етнониму этимологический смысл “высокие, большие, великие, горцы”.

Чтобы объяснить каким способом из начальной протоидноевропейской формы слова bherэg белый, блестящий пришлось до ‘балха’, необходимо обратится к замеченной раньше П. Добревым [2] закономерной трансформации фонемы ‘р в ‘л’ у многих санскритских и протоидноевропейских слов (Табл. 1).

В табл. 1 представлены наши примеры (№1-6) и примеры № 7-10 взятые из П. Добрева [2]. Фонетическая трансформация р ® л в древних индоевропейских словах известна еще в языке Ригведы [Елизаренкова, Т. Я. Ригведа V-VII, с. 456]. Подобный переход р ® л замечен и в среднеиранском языке пахлави, который употреблялся первоначально в районе города Балха от 3 в. пр. н.е. до 7 в., о чем свидетельствует совместное сосуществование двух форм названия иранского бога земледелия, Бурзен – Булкен [Добрев, П., Името българи. Ключ към древната българска история. с. 75].

Можно предполагать, что фонетическая трансформация bherэg ® bahlэg ® balkh наступила среди восточно-иранского населения еще ранее, впереди его переселения севернее от Кавказа. Наличие обильного числа слов с подобной фонетической трансформации р®л в современном болгарском языке (табл.1) объясняется связьями  древных протоболгаров с древными восточно-иранцами.

Эсли верить гипотезе, что этноним протоболгаров восходит к топониму города Балха (Белого города), для народов оказавшихся их соседами после переселения, а также и для самых древных болгаров их этноним должен носит смысл “белые, блестящие, извысенные люди”. Ниже представлено большое число доводов в пользу этого.

Римские источники указывают, что в 1 в. н.е. севернее от Черного моря, от Азовского моря до севереного Кавказа жили сарматские племена роксоланы, имя которых означает “блестящие”. Их столицой был город Упса (Белый город). Эти родственные протоболгарам племена тоже мигрировали с района севернее города Балх. Тохары и кушаны составляли значительную долю населения, мигрировавшего с района  Балха и средней Азии в области севернее от Кавказа. Все они вошли в ядро  протоболгарского этноса. В санскритской литературе этнонимы “бахлики” и “тохары” часто  являются эквивалентными. Этноним “тохар” занят с тибетского языка и означает БЕЛАЯ ГОЛОВА. Тохары однако сами себя называли ‘арсы’. В 1941 году белгийский ученый Ван Виндекенс установил, что самоназвание арсы’ означает БЕЛЬ. Предходное название города Кучи, откуда пришли кушаны было Бо (По), что означает БЕЛЬ. Даже сегодняшное население все още существовавщего города Куча называет себя БЕЛЬ ЛЮДИ [1, стр. 383]. Топоним Куча и оттуда этноним кушаны восходит от  имени династии Куча, которая правила города Бо в 1 в. после н.е. Установено, что слово Куча означает “серебряный, блестящый”.

 

Таблица 1.

Санскритское или

протоиндоевропейское слово и эго значение в древности

Эквивалент в современном русском языке

Эквивалент в современном болгарском языке

1

Vritra – волна, вихр

Волнà, вихр

Вълнà, вихър

2

Dharma – долг

Долг

Дълг

3

Arian – благородный

Алан, осетинец

Алан, осетинец

4

Bhergho – гора

Гора

Балкан

5

Bherэg – белый

Белый

Бял

6

Bhrigu – блестящий

Блестящий

Блестящ, Бълг (?)

7

Zrit – желтый

Желтый

Жълт

8

Striba – лестница

Лестница

Стълба

9

Vrika- волк

Волк

Вълк

10

Brika – болха

Болха

Бълха

 

Согласно очень древных русских документов, использованных руского историка Андрея Лизлова для написания книгы “Скитская история”, в районе Таримской низменности находилась страна Скития. Она делилась четырьмя частями: Белгиана, Аргон, Арсатер и Аниа. Современный болгарский историк Цветелин Степанов связывает страну Белгиану с расположенными в Бактрии древнеболгарскими владениями. Он считает, что названия держав Аргон и Арсатер произходят из тохарского слово ‘арси’ – белые. В том же периоде, имена многих других городов-государств и династических фамилий в Таримской низменности и в районе города Балха (Балуга, Бугур, Куча, Арги / Агни, Аржуна) имеют смысл “серебрянный, белый, благородный” [1, стр.384]. Также, китайцы, которые называли все внешные для Китая племена хуны, обращались к хефталитам из Бактрии как “БЕЛЬIЕ ХУНЬI”. Кроме этого, само древное самоназвание всех племян восточного Ирана и северной Индии было ‘aria’ (множественное число arian, арийцы). Это слово переводится как ‘БЛАГОРОДНЬIЕ, но может быть связано и со словом ‘аржан’ – ‘блестящий, серебристий, белый’.

В течение VII – X веков, на восточной части територии Старой Великой Болгарии возникла новая держава Хазария, в которой большую часть населения составляли оставшиеся болгары Бат Баяна и родственые ими аланы [7]. Соседные народы употребляли названия то “асы”, то “ясы” для обозначения этих болгаров, а также и для аланов [7], что отражает этническую близость обоих народов. Название “асы” очевидно восходит к тохарскому этнониму “арсы”, позднее трансформированному в “аорсы” – белые люди. В языке современных осетинцев, наследников древних алан, “аорс” означает “белый”. Самые хазары, которые тоже были этнически близким  древным болгарам, имели этноним, который, согласно некоторых историков, можно вывести из скитского слово “кос”-белый и общеиранской наставкой “ар”-человек. В древных русских летописях этноним  “хазары” записывали как “косары”, что можно буквально перевести как “белые люди”. Даже  древное и современное название “казаки” славянизированого иранского населения Хазарии и Старой Великой Болгарии объясняют как “кос-саки” – белые саки. Примерное объяснение почему восточноиранские народы так упорно придерживались к применению эпитета “белый” в своем этнониме будет дано ниже.

В обобщении, протоболгары включали в большей степени, эсли не всецело, племена из группы сарматов, асов и тохаров, которые называли себя этнонимами,  имеющие значения БЕЛЬIЕ, БЛЕСТЯЩИЕ, СЕРЕБРЯННЬ, БЛАГОРОДНИЕ и т.п. В дополнении, все эти племена являются выходцами из района восточного Ирана, где изобильствуют названия городов, династии, этносов и государств с тем же самым смыслом. От сюда можно заключить, что впольне вероятно самы болгары тоже вкладывали тот же смысл в свой этноним.

Прямым доказательством этого предположения служит название ‘серебрянныедля куберовых болгаров, создавших Волжско-Камскую Болгарию. В многих индоевропейских языках слова белый, блестящий’ и ‘серебряннный’ являются  производными  одного и то же слово ”hark”. В таком смысле, название ‘серебряннные’ для волжких болгаров означает в то  время и ‘белые, блестящие’. Летописец Рашид-ад-Дин, описывая монгольские нашествия сообщает, что мокшы, буртасы и аржаны (болгары) были одновременно покорены монголами. В народе аржан, Татяна Ярулина  [8] усматрывает волжские (серебрянные) болгары. Забележительно то, что в этом тексте этноним ‘болгары’ прямо замещен словом “аржан”-серебрянный, белый, блестящий, благородный. Самые куберовые болгары называли свое государство Идель. Это древное индоевропейское слово означает “благородный, аристократический”и употребляется в современном немецком языке, примерно edelweiss (благородное белое) это высокогорный цветок.

Вторым прямым доказательством является тот факт, что часть протоболгаров (внутренные или болгары бат Баяна), живущие на територии Хазарского государства названы соседными народами и в хрониках арабских, персийских и руских авторов как “асы или ясы”. Эта название прямо восходит к этнониму “аорсы” – белые.

У дунайских болгар, в начальные года Болгарского канства, на новой  этнической територии болгар появляются много поселений и местностей [1, стр. 277-278], название которых связано с болгарским этнонимом. В том пору однако появляются и много поселений, названы странным именем Бялград или Белград. Они все расположены на границе новой болгарской державе (Рис. 2). Это Белград, столица современной Сербии, Берат в Албании, Белгород Приднестровский (южная Украйна) и Бълград в Западной Румынии. История  этих городов показывает, что это настоящее славянское название возникает только тогда, когда в этих городах было или появилось болгарское население или граничные болгарские гарнизоны.

В 501 году протоболгары населяют и захватывают северное прибережие Черного и Азовского моря, где находился античный греко-византийский город Тир (сегоднешный Белгород Приднестровский). 44 годы после этого анты захватывают  город и сражу же называют его Белгород. В 677-679 г. город был резиденцией  болгарского кана Аспаруха (Еспора). Это указывает, что в городе жило много болгар, что вероятно послужило поводом для славян крестит эго БЕЛЬIЙ ГОРОД.

До 630 года гуны, готы, гепиды и авары в несколько раз разрушают город Сингидунум, после чего южные словены эго захватывают и населяют. Довольно поздно, в 827 году болгары устанавливают власть над городом и делают эго важную граничную крепость своего канства. Едва 50 лет спустя этого, в 878 году появляется первое чисто славянское название этого города – Белград. Это означает, что в течении 200 лет славяны называют эго по другому, но в короткое время после прихода болгаров в городе они крещают эго БЕЛЬIЙ ГОРОД. Венгры в прошлом и сегодня  назывют этот город Нандор фехер-вар, что буквально означает болгарский белый город’. Словом “нандор” древные венгры называли самое многочисленное болгарское племя оногундуров. Как правилом, в средновековных хрониках на латынском языке, город Белград назывался Alba bulgarica, т.е., “Болгарская Белая”.

Другой пример связы этнонима болгары’ со словом ‘белый’ служит город Берат (Белый), сегодня в Албании. В первые года новой болгарской державы этот приграничный город населяли болгары и славяны и называли его несколькими именами: Белград, Пулхериуполис, Велика, Велеград. Название Пулхериуполис (Красивый город) от греческого полис (город) и латынского pulcher (красивый) близко по значению к славянскому имени Белград. Со своей стороны, славянское Белград близко по смыслу, а Пулхериуполис по звучанию до “Болгарский город”, если Болгарский перевести как БЕЛЬIЙ.

                      

  Рис. 2. Границы Болгарского канства в конце IX века. На карте указаны города и крепости с названиями, которые являются славянский перевод этнонима древных болгар. Исторические данные свидетельствуют, что в этих городах и крепостях были граничные гарнизоны и болгарское население.

 

  На границе между Венгрией и Румынией сегодня находится город Бълград, по венгерски Дюла фехервар. Во времени первого болгарского канства, когда управляющие каны были из династии Дуло, он был граничным городом с названием Българ-град, в последствии Бълград [2]. Венгерское название города, Дюла Фехер-вар, переводится как ‘Белый город династии Дуло’[2]. Обратите внимание, что и в этом случае первое слово ‘бълг’ прямым образом переводится как БЕЛЬIЙ.

С извесной долью предосторожности, к списке указанных выше городов можно добавить: Бялград, это крепость в южной части горы Родопы, город Белоградчик в Западной части горы Стара планина, город Бяла, вблизь города Варна на Черном море, город Болград в делте Дуная, город Алба Юлия (бывший Белград в Центральной Румынии). В своем времени, все эти города были граничными крепостями болгарского канства. В многих из них сегодня найдены исторические остатки протоболгар.

В районе Северного Причерноморья и Северном Кавказе, в VI – VII веках  находилось государство древных болгар, которую мы называем Болгарию Кубрата, а византийцы называли Старую Великую Болгарию. С тех пор, в этом районе остались Белгород Приднестровский, город Белгород в южной России и город Саркел на Дону. Южнороссийский Белгород основан в 1596 году на месте старого поселения, что называлось Белогородье или Белогорье (Рис. 2 и 3). В этом районе, ближе к Харкову сейчась находят множество памятников присутствия древных протоболгар. Повидимому, названия Белогородье или Белогорье, отсюда и Белгород, тоже связаны с древными болгарами.

              

  Рис. 3. Границы Старой Великой Болгарии в середине VII века. На карте указаны города с названиями, которые являются связанными с этнонимом древных болгар. Исторические данные свидетельствуют, что в этих городах и крепостьях были граничные гарнизоны и болгарское население.

 

  Южнее Белгорода, на реке Дон находился большой хазарский город Саркель (по хазарски Шаркил), который был населен преимущественно болгарском населением. У города была крепость со стенами из камня с пылающим красным цветом. Греки перевели названия Саркель как Белая крепость. В X веке Киевские русы захватывают Саркель и сразу же переименуют его Белую вежу (Белая крепость, белая башня). Название Саркель  состоит из двух частей,  “кель”- что по ирански означает крепость, башня, дом и “сар”- что вероятно означает “белый”,  посколько в чувашком языке “шур кил”-значит “белый дом”. По хазарски “белый, блестящий” звучало как “шелляг”, что близко к “шур, сар”. Имея в виду этнического состава населения города и выше указанной традиции, названия Саркель – Белая крепость можно перевести как “Болгарская крепость”. В юго-восточном конце Старой Великой Болгарии, в современном Дагестане находились еще два большие болгарские города, Балх и Булгар Балк. Они тоже были граничные крепости, названия которых восходят к имени древнего города Балх , Белый город.

 Так, на огромной територии бывшего Советского союза имеется 5 городов в название которых входит определение “Белый город”, при чем все они лежат на границе Старой Великой Болгарии. В то же время, на територии Балканского полуострова есть 8 городов с таким именем и они тоже были граничными городами Болгарского дунавского канства. Трудно придумать некоторого случайного совпадения в названии и местоположении этих городов, крепостей и поселений. Повидимому, в своем времени они служили граничными крепостями защищающими важные пункты болгарского государства. Поэтому, их название было однотипное – Болгарский, т.е., Белый город или крепость.

Можно привести и множество косвеных доказательств. В народном творчестве современных болгар река Дунай называется “тихий белый Дунай”. В этом широко известним и пока неясным словосочетании, слово ‘белый’ может быть синонимом  определения ‘болгарский’, а также “широкий, добрый, благородный”. С точки зрения древности, это впольне оправдано, так как от 6 до примерно 15 века река Дунай проходила сквозь середину болгарской этнической територии и могла бы с основанием носить название “болгарская, т.е, белая” река.

Представленая этим способом семантика этнонима “болг(ар)” может объяснить и подчертаный культ болгаров к белому цвету, выраженный в болгарских национальних костюмах и песнях. В почти каждой второй или третьей болгарской фольклорной песне говорится о “белой Раде”, “белой Яне” и т.п. Часто всречаются определения “белая болгарка, белые болгары”, а также “белая и красная” выражающее основные признаки красоты женщин, согласно избранного критерия. Это вовсе не означает, что болгары имеют более белого цвета по сравнению со своими соседями. В действительности среди них часто встречаютя люди темного цвета. В истории известены случаи, когда захваченный в плен хайдутин (защитник поробенного народа во время турецкого владычества) хотел чтобы в моменте казнения носил снежно белую рубаху. В конце Первой мировой войны, на южном фронте в Македонии четыре болгарские полка попали в обсаде войсков Антанты. Прежде чем попасть в плен, все болгарские солдаты оделись в белых рубашках. В болгарских национальних костюмах, например в Македонии и Фракии, основные цветы это белый и красный. Очень характерны для болгарского языка такие идиомы как “он ушел с белого мира = он скончался”, “белого дня не увидел = он не встречал много хорошего в жизни ”, “класть белые деньги для черных дней “сберегать деньги для тежких времен. Древнеболгарское слово ‘благорòдный’ вероятно придуманно со значением “болгаром родился”. То, что древные болгары  были действительно благородные люди, потверждается тем, что они никогда не убивали своих пленников и не имели робов, что довольно редкое явление в древном мире.

Причины для вложения смысла “белый, благородный, добрый” в этнониме древных болгаров можно искать в многочисленных обстоятельствах, часть из которых изложены ниже.

1) Для района Средней Азии и Каспийского моря, в периоде V века пр.н.е. – X века н.е. существовала постоянная традиция у многих племен и народов характеризировать себя как “белые”. Другие однако были названы “черными”. Так, этнонимы многих народов Памирского региона (тохары, аорсы, кушаны, ефталиты, аланы, хазары, болгары) означали одно и то же - “белые”. Эту традицию усвоили и продолжили даже поздно пришедшие в этом регионе тюркские племена. Созданный в V веке тюрский хаганат быстро распался на восточную часть, управляемую “белыми тюрками”и западную часть включающую “черные тюрки”. На основе смешения “белых тюрок” с местными иранскими племенами асы (аорсы) создался тюрскый этнос огузы. Этноним “огузы” вероятно означает “ок узы”, или “белые асы”. Хазаров тоже подразделяли на “черные хазары”, жившие к востоку от Волги и “белые хазары” на западе от Волги. Даже некоторые люди называли внутренные болгары Бат Баяна  “черные болгары”. Известни даже “белые монголы” и “черные монголы”.

Как видно с этих примеров, традиция употреблять “черно-белой” терминологии для описания народов не имеет ничего общего с расовыми особеностями и цветом кожи, а также не имеет отношения и к направлениями мира. Этой не впольне исследованной традиции можно объяснить особяностями культуры, религии и космологическими представлениями народов Средней Азии и Китая. Известно, что китайцы с времени империи Сун разделяли некитайское население центральноазиатских степей и Монголии в трех категориях: белые, имеющие городов и занимающиеся земледелием и торговлей; черные, или скотоводы-чергары и дивые, промышляющиеся ловом и рыболовом [9]. По сути этой класификации, все народы в районе Тарыма и Памира, включая древные протоболгары были “белыми“.

2) Как второе обстоятельство можно взять под вниманием кастовое деление, которое в этой эпохе являлось отличительной чертой индоевропейцев в общем и особо характерно для индоарийских и иранских племенах. Эти общества были организированы в триклассовой системе, при чем каждая класса характеризировалась определенными цветами (кастами, варнами). Португальское слово каста означает цвет, то же означает варна в санскрите. В первой касте входили жрецы, племянные вожды и сословие благородников, отличающиеся знаками и одеждой в белом цвете. Вторую касту составляли военные, отличающиеся красным цветом. К третьей касте причислялись люди ручного труда – крестьяне, ремесленники, торговцы, которых  разные народы отличали разными цветами - зеленый, голубой, желтый. От этой цветовой идентификации каст произошла та комбинация цветов в националных трицветниках многих современных индоевропейских народов.

У индо-арийцев, представители белой касты” назывались брахманами. Их считали “мудрыми и учеными сыновьями” бога Бхригу, что значит “блестящый”. Сам Бхиргу является сыном верховного бога Брахмы. Основа всех этих слов: брахман, Бхригу и Брахма, является сочетание “брг”, которая в силу фонетической трансформации р ® л в языке протоболгаров должна превратится в “блг”. Так, основа болгарского этнонима “блг” можно прямо извлечь из этих священных для индо-арийцев религиозных понятий, означающие “блестящий, белый”.

3) Религиозно-космологические и этические представления древных иранцев отличались дуалистическом, двуполярном, “черно-белым” характером. Это мирозрение сохранилось лучшим способом у восточноиранских народов, которые не восприняли религиозной реформы Заратустры. В этом мирозрении, мудрый и добрый бог Ахура Мазда, это Солнце, вместе с другими богами (Луной и планетами) даряет свет  “верхнему или белому миру”, где живут люди. В “нижнем или черном мире” есть только тьма в которой живет злобный бог Ахриман, источник всех злин человечества. В этом смысле определение белый’ это философско-моральная категория в которой вложено положительное значение, а в определении ‘черный’-отрицательное значение. Этим можно объяснить традицию древных болгар называть начальные притоки своих рек именами “белая” и ”черная”. Известно что гидронимы это самые устойчивые исторические реликвы культуры этноса. Такие гидронимы находятся много в Болгарии: Бели и Черни Искър, Бели и Черни Вит, Бели и Черни Осъм, Бели и Черни Тимок, Бяла и Черна Места. В Македонии это Бели и Църни Дрин, в Бошкортостан Ак Идил и Кара Идил. В Средней Азии это Аму даря (Черная река от Оксус –темный) и Сыр даря (Белая река от сар, шур – белый). “Белая” река значит широкая, спокойная, добрая, что противоположно “черной” реке. В этом смысле, “белый Дунай” означает “широкий, добрый, спокойний Дунай”. Очень вероятно, что это древнеиранская антитеза вложена и в случае Черное море - Белое (Егейское) море.

4) Древная “черно-белая” дуалистическая философия Ирана имела очень близкое подобие и в Китае. С древности, в Китае широко известна космологическая доктрина Инь-Янь. Первоначально, древные китайцы называли термином янь светлый, белый’ южных, светлых и теплых склон холмов, где они жили. Северных, темных и холодных склон они называли инь ‘темный, черный’. Постепенно, слова инь (черный) и янь (белый) превратились в термины для обозначения более общих философических категории: янь – белое, инь – черное, янь – юг, инь – север, янь – солнце, инь – тьма. Позднее, “инь-янь” уже олицетворяли два абсолютно противоположных явлений и свойства: янь – добро, инь – зло, янь – жизнь, инь – смерть, янь – день, инь – ночь, янь – мужское начало, инь – женское начало. В еще более поздном этапе китайцы осознали, что эти качества и явления не могут существовать без своей противоположности и непрерывно порождаются друг другом. Так, эти представления превратились в философию согласно которою постоянное взаимодействие двух противополжных вселенских сыл “инь–янь” явяется основой реального мира. Самым распространеным символом  философии ‘инь-янь’ является черно-белый круг жизни (рис. 5).

Близкое подобие иранской дуалистической философией с китайской космологией “инь-янь”можно  объяснит взаимным проникновением культур обоих цивилизации, которые развивались бок о боком в течении тысячилетий. В коротких периодах время, то иранские племена динлины владели земли монголов и хунов, то китайцы владели части иранцев. В мирных временах, “дорога шерсти способствовала обмене идей, представлений и религий.

 


Рис. 4. Тай-чи  - круг жизни, восточный символь космологической философии Инь-Янь.

            5) Определенная в этом исследовании семантика болгарского этнонима находит поддержку и в результате сравнительно-езикового анализа сделанного Голийским [1]. Известно, что большое число езиковедов считают, что некоторая часть языков старого света происходит от общего нострадического протоязыка и наследовала от него слов имеющие блискую фонетику и сходную семантику. На этой основе Голийский сделал семантический анализ слов из широкого круга подобных языков, которые содержат корень “блг”, “плг”, “блх” и другие подобные, совпадающие с корнем болгарского этнонима. Он полагал, что смысловое содержание этих слов будет подобно семантике болгарского этнонима. Подобные слова нашлись при чем довольно много. Самое большое число таких слов имеют значение “белый, бледный, светлый”. Однако, этот автор неожидано и необосновано пренебрегает и отбросывает этого результата, тем самым и возможное значение “белый” корня болгарского этнонима. Автор обосновывается предлогом, что ни один народ в мире не назвал бы себя “бледным”. Это ошибка, так как историческая обосновка приведенная в настоящем исследовании показывает, что этноним болгаров действительно означает "белые, благородные, свободные, цивилизованные люди".

Джемшид Сайяр [11] пишет, что в древности часто этнонимы происходили от топонимов. Например, кушаны носят свое имя от города Куча в Таримской низменности. Имя персов, парсуа, буквально означает “место”, но как этноним имеет значение  “широкогрудый богатыр”. Этноним “мидиец” происходит от “Мада”- место, но носит смысл “опьяненный, яростный в бою”. Что касается болгарским этнонимом, его буквальный перевод, тем более эго семантика, сейчас совершенно забыты. Настоящее иследование приводит доказательства, что имя болгаров происходит от топонима Балх – белый, и его семантика означает “благородный, добрый, цивилизованный человек”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Повидимому, древные протоболгары и другие сродные с ними иранские народы выбрали для себя этноним имеющый смысл ‘благородные, добрые, цивилизованые люди’. Имея ввиду господствующие в тех временах религиозно-космологические представления, широко понятные от Персии до Китая, они выразили семантику своего этнонима с категорией “белые”. Сегодня, этноним “болгары - белые люди” выглядит как простое “цветовое” определение. Однако, с точки зрения древной биполярной философии Ирана и Китая, в этой категории может быть заключено самое глубокое и положительное содержание в истории и культуры человечества.  

 

1. Петър Голийски. В кн.: Зиези, от който са Българите. Предхристиянска и предмюсюлманска религия и митология. ТАНГРА ТанНакРа ИК. София. 2003.

2. Петър Добрев. В кн.: История на българската държавност (по най-старите царски и църковни летописи). ИКК Славика – РМ. София. 1955.

3. Ш. Камалиддинов (Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX - начала XIII вв., Ташкент, "Узбекистон", 1996, стр. 298-316).

4.The genesis of India - according to Bernard Sergent. A review by Koenraad Elst, Leuven (Belgium), 31 August 1999. Genèse de l'Inde, p.180

5. Абрар Карамуллин. В кн.: Татары: этнос и этноним. Казань. Татарское книжное издательство. 1989.

6. Иван Дуриданов. В кн.: Езикът на траките. Наука и изкуство, София, 1976

7. Бариев Р.Х. Философские аспекты этногенеза волжских булгар. - Санкт-Петербург, 1997. - 418 с.

8. Ярулина Татяна. Величието на Волжска България . София. 2001  

9. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994 С. 90 - 167

10.  Рашо Рашев: Прабългарите и Българското канство на Дунав. София. “Класика и Стил” ЕООД. 2001

11. Джемшид Сайяр. В кн.: Култура и литература на древен Иран. стр. 23

 

1.  

http://protobulgarians.com