СРАВНИТЕЛЬНЬІЙ АНАЛИЗ АЛАНО-ДРЕВНЕБОЛГАРСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

 

Давайте рассмотрим каждую алано-древнеболгарскую (донско-кубанскую) руническую букву и ее возможные аналоги, сверяясь с транскрипцией Г.Турчанинова и П.Добрева, для донско-кубанской  протоболгарской  письменности и ее разновидностей из Мурфатлара, Равны, Надь Сент Миклоша.

Для буквы а в скифском и алано-древнеболгарском письме наблюдаются такие схожие вариации , некоторые читаются как ан/ън. В секельских рунах, а-, идентично а ликийской азбуке - . Ликия - область Малой Азии, где жили наследники хетов. Ликийское письмо производно от арамейского. В старогерманском футарке для буквы а употребляется зеркальный знак идентичный алано-протоболгарской  а - . В ашуйском письме - - а, ā, в финикийском письме алеф - ,, самая древняя библоская форма -, как крестообразная форма совпадает с глаголической буквойаз, в критском письме - , а в этрусском, венетском варианте, а это  -. В арамейской письменности, которая является первоисточником, алаф пишеться, в древнейшем варианте ахеменидского времени - , палмирском периоде - , самаритянском , староеврейском , в эстрангело , в несторианском письме - , в древнем согдийском письме , класическом согдийском - , согдийском манихейском письмо - , в пехлеви -. в парфянском письме  , в персидском (сасанидском) . В тюркской рунической письменности а пишется - . Очень интересный алаф в самаритянское письмо - , идентический с а (аз) из глаголице - !  Алано-древноболгарская руна (буква) с значением а, показывает сходство с финикийской, арамейской, венетской и германскими буквами, но различаются существено с соответной  тюркской руной.

 

Для буквы б в скифском и алано-древнеболгарском письме имеются такие варианты - . В ашуйском,  - б, ба, в финикийском письме б - , , библоском - , критском    - ба. В арамейском письме и его производных, б или бетх: асирийско-вавилонский период , ахеменидский , палмирской письменности , самаритянской - , в древнееврейской , сирийском эстрангело и серто , несторианском , согдийском , согдийскоом манихейском - , парфянском и пехлеви - , персидском (сасанидском) . В этрусском, венетском письме , футарке - . В  секельских рунах - , а  в тюркских . Протоболгарское б  показывает  параллели в финикийской, арамейской письменности, а также в венетском письме. Нет сходства с тюркской формой. Глаголическое б (буки) -  тоже зеркальный вариант армаейские формы, очень подобное согдийско-манихейском бетх - .

 

Буква в в скифском и алано-древнеболгарском письме выглядит так - . Часто наблюдается смешение на знаков букв ф, в  или у, в осетинском наблюдается переход в-у. В ашуйском письме  - уа, у, в финикийском письме в вав - ,, последная форма встречается в библоском писме, в критском  - ва, у. В арамейских письменностях: асирийском периоде , ахеменидском , элинистическом , пальмирском , самаритянском - , древнееврейском , эстрангело , яковитском и несторианском , согдийском , согдийском манихейском письмо - , пехлеви , парфянском ,  в персидском (сасанидском)  - вав. В этрусском письме - ,  в архаичном греческом письме - . В секельских рунах, в -   , а в футарке - . Древнеболгарские варианты имеют параллели, кроме арамейских, и в этрусском и в архаичном греческом варианте, и в футарке, как зеркальный вариант. Глаголическое в (веди) - производное один из вариантов алано-древнеболгарское в/у.

 

Буква г в скифской и алано-протоболгарской письменности - . В ашуйском письме  - г, га, в критской - го, ка. В финикийской азбуке - - г, в арамейской письменности и ее вариантах: асирийско-вавилонской, ахеменидской и в элинистический период , самаритянский - , пальмирском  древнееврейском , эстрангело , яковитском и несторианском , позднее несторианское , древнесогдийское , класическое согдийское , согдийское манихейское - , парфянское , пехлеви , , персидское (сасанидское)  - гамал.  В ликийской азбуке  - г. В этрусской - , в венетский вариант    - г, совпадающий с протоболлгарской х. В секельских рунах совершенно другая буква - , а в футарке - . Самое меньшее сходство с тюркскими рунами -  - г.

В алано-протобългарских рунах, варианты буквы г показывается как собственое творческое развитие, так и сходство с арамейской письменностью, финикийским и этрусским письмом. Глаголическое г (глагол) , тоже покзывает подобие с арамейским формам.

На современной находке из горы Родопи 2004 г., на фрагменте керамичного сосуда был рунический знак , идентичный алано-древнеболгарской руне , которую Турчанинов выделил из  надписи салтово-маяцкой культуры. Этот знак стал первообразом  глаголической  , со своими двумя вариантами дерв и герв, респ. мягким  д и мягким г. Открываем мы тот же рунический первообраз, и в выдуманной Вуки Караджичем, сербской букве Ђ, -  дж. Знак , показывает полное сходство с алано-протоболгарской руной  - гъ. Так думает и Турчанинов. В ашуйском письме есть тоже - дж. Форма  подобная  животному,  в критской письменности это знак komel вол, а в финикийском gimel, gamal - верблюд, а в памирских языках gerv означает козленок.

 

Буква д в алано-древнеболгарском письме имеет такие варианты - . В ашуйском  - д,  - де, до, в библоском письме  - д, в финикийской азбуке д, далет   - ,, в арамейском письме, ассирийско-вавилонский период , ахеменидский , элинистический , пальмирский , самаритянский - , в древнееврейском письме , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , согдийском письме , согдийском манихейском письме -  (и  - δ дх), пехлеви , парфянская , персидская (сасанидская)  - далатх. В лидийской азбуке  - д. Лидия это область в Анатолии, а сами лидийцы были потомками хеттов. В критском слоговом письме  - да, та, в этрусском - - д. В футарке -, секельских рунах - ,  тюркских рунах - . Мы видим некоторые сходства с Х-образном варианте в германских, венгерских и тюркских рунах. Алано-древнеболгарские варианты буквы д показывает ясное арамейское происхождение. Глаголическое д (добро) -  похоже финикйском далет и греческой делта.

 

Буква е в скифском и алано-древнеболгарском письме не хорошо идентефицирована, потому что она получается смешанным звуком , известным в староболгарском как е-двойное. Тоже наблюдается в совместном использовании одной буквы для звука е и и как составной буквы, напр. для звука ей как сбор букв е и и - .

Наблюдаются варианты для буквы е и -. Форма  встречается в Мурфатларе и в Круглой церкви Преслава. В ашуйском письме  - хе, е,  - хы, в библоском - е, в критском  - хе, е, в финикийском, этрусском и арх.греческом е - , венетская  - . В арамейской письменности, архаичная арамейская , ассирийско-вавилонский период , ахеменидский , элиннистический , пальмирский , самаритянский , в древнееврейском письме , эстрангело , яковитском и несторианском письме , согдийском письме , согдийском манихейском письме - ,  пехлеви , парфянском письме , персидском (сасанидском)  - хе. В ликийской письменности , е имеет сходство с алано-древнеболгарской а, ан, . В секельских рунах - , футарке -  тюркских рунах - . Протоболгарские знаки близки с финикийской, арамейской письменностями, этрусской и с футарком. Они производны от финикийской и арамейской хе. Первообраз мы находи в ашуйском письме. С тюркскими рунами нет ничего обшего.

Алано-древнеболгарская форма  (произносилось и как е и как и) покзывает подобия с сирийское письме, и вероятный первообраз глаголической букви - и (иже) и й (ижица) - . Глаголическото е (ест) - имеет тоже свои алано-древнебългарские рунические первоисточници.

 

Буква ж существует только в древноболгарских рунах из Дунайской Болгарии -  и в древнейших, ашуйском письме - ж, жъа. Аналогично, как в древнеболгарской, пишеться х в готической письменности Вульфилу. В ликийской письменности есть также знак , но читающийся как ку q. Глаголическое ж (живети) , производное рунических образцов.

 

Буква з, дз в алано-древнеболгарском письме имеют такие варианты - . В ашуйском  - з, в критском - зо и - зе, в библоском - з, в финикийском письме - з, зайн, в арамейских письменностях: в асирийско-вавилонский период , ахеменидский период , элинистический , пальмирский , самаритянский -, древнееврейской письменностях , эстрангело , яковитское , несторианское , в древнем согдийском письме , согдийском манихейском -,пехлеви , парфянское , персидское (сасанидское)  - зен. В этрусском письме - , венетском - - з. В секельских рунах з -  показывает сходство с этрусской и венетской  -сх, тх. Хорошее сходство венгерского знака, и с тюркской з - . В футарке видим с аналогичной протоболгарской з - . В Мурфатларе мы увидим знак , идентичный букве , из Круглой церкви в Преславе, как вариант глаголической дз. Это доказывает, что рунический первообраз произносился как з или с. Глаголическое з (земля) -  показывает подобие с встречающийся в надписы из Мурфатлара знак , явно с значения з (подобный кирилском з)  и с самаритянские формы и сасанидской форме зен.

 

Буква и в алано-древнеболгарских рунах , а йе - и уи - . В ашуйском письме, первообразе этого знака  - дз, из которого библоское  - й, в критском письме - йе, в финикийской азбуке   - и , йот, в арамейской: асирийско-вавилонский период , ахеменидский , элинистический , пальмирский период , самаритянский - , в древнееврейском письме , эстрангело , яковитское , несторианском письме , согдийском писме , согдийском манихейском - , пехлеви , парфянском письме , персидском, сасанидском письме  - иудх. В арх.греческом - , венетском - . В секельских рунах - , в тюркских  , в футарке - . Мы видим сходство  алано-древнеболгарских вариантов с ашуйской, финикийской, критской буквами, как и в арамейских аналогах, но нет такое с тюркских форм.

 

Буква к в скифском и алано-древнеболгарском письме выглядит так - . В ашуйском письме  - к,  - ка,  - кеа, в критском - ка, в финикийском -, в арамеиской письменности: древнем арамейском письме , асирийско-вавилонский период , ахеменидский период , элинистический период , пальмирский период , самаритянский - , в древнееврейском письме , эстрангело , яковитском письме , несторианском письме , согдийском письме , согдийском  манихейском письме , пехлеви , парфянском письме , персидском (сасанидскос) письме  - каф. В этрусском - , в венетском, знак - произноситься как  ц. В футарке этот знак зеркальный образ протоболгарской - . В  секельских рунах  - , а в тюркских -  - к. Древнеболгарская буква показывает параллели с этрусской письменностью и футарком. Тюркские руны не дают сходств.

Турчанинов дал транскрипцию и не так часто встречаемому знаку - , къ (q) в скифских надписях Хумаринского городища, есть и сходство с секельскими рунами.  В Круглой церкве в Преславе мы видим рунический знак  - къ (в монограмме Царя Бориса І-ого). Ашуйская   - хъ первообраз критской  - ку, библоской  - ку,  финикийской  - ку коф. В арамейских: в древний период , ассирийско-вавилонский , ахеменидский , элиннистический , пальмирский , самаритянский , в древнееврейский , эстрангело , сирийском, яковитском и серто , несторианском письме , согдийском манихейском письме - , парфянская , персидском (сасанидском) письме  - коф. В карийском письме , лидийская  - q, ликийском  - q, аналогичная древнеболгарской ж, а  - х.  Мы видим  ясные параллели алано-древнеболгарских вариантов с арамейским письмом.  Глаголическое  - к (како) покзывает подобие арамейским форм.

 

Буква л в алано-древнеболгарском письме выглядит в вариантах - . В ашуйском письме - л, библоском  - л, критском  - ла, финикийская л, ламед - , в арамейских письменностях: древний, асирийско-вавилонский, ахеменидский и элинистический период , пальмирском письме , самаритянском письме - , древнееврейская , эстрангело , яковитском и несторианском письме , согдийском , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - ламадх. В лидийском , ликийском , карийском , этрусская , в иберийском письме  - л. В секельских рунах -, футарке -  и в тюркских рунах -. Алано-древнеболгарские знаки сближаются с арамейским письмом, футарком, и этрусской письменностью. Частичное сходство есть с тюркскими рунами из согдийской основе. Глаголическое л (люде) - , показывает подобие с рунический первообраз  (Мурфатлар).

 

Буква м выглядит так: , а знаки , слоговые ми и ум. Ми встречается в  критском письме -  - ми. В ашуйском письме есть похожая м - , а букву  - нм, заимствовали  финикийцы - , , в арамейской письменности: архаичный период , асирийско-вавилонский и ахеменидский , элиннистический , пальмирский , самаритянский - , древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , согдийском письме , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском письме  - мим. В карийском письме , лидийском , ликийском письме , этрусском , венетском -- м. В футарке - . В тюркских рунахм - , секельской письменности - . Руническое алано-древнеболгарское  м  похоже на арамейские формы, ашуйское и критское письма. Глаголическе м  (мислите) -  похожое с древнеболгарским руническим форм, в большой степени с вариант  из Надь Сент Миклоша, как считает проф.Г.Турчанинов.

 

Буква н, в скифском и алано-древнеболгарском письме выглядит так:. В ашуйском письме  - н, критском - на, финикийском -, арамейских письменостях: архаичный и асирийско-вавилонский период , ахеменидский , эллинистический , пальмирский , самаритянский - , древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , согдийском письме , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском письме , персидском (сасанидском) письме  - нун. В лидийском , ликийском , этрусском -, венетском -  - н. В тюркских рунах, н пишется - , в секельских - .  В футарке -  - н. Алано-древнеболгарское н, показывает явное сходство с арамейскими письменностями эстрангело, серто, согдийским письмом, более древним ашуйским и критским письменах и с футарком, и непохоже с тюркскими и  венгерскими буквами. Очень часто н в алано-протоболгарских надписях пишется в составе двух составных букв, ан/ън и он/ън , как формы  из Надь Сент Миклоша показывают ясный самаритянский произход. Глаголическе н (наш) -  показывает подобие древнеболгарских рунических образцах.

.

Буква о в скифской и алано-древнеболгарской письменностях - . В финикийской и этрусской письменностях, имеем соответственно класическое О, в критской  - первообраз знака есть глаз, значения айн глаз в финикийской азбуке. В арамейских письменностях айн произносится как е, в архайчный период , асирийско-вавилонский , ахеменидский , эллинистический , пальмирский , самаритянский - , в древнееврейском письме , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , согдийском письме , согдийском манихейском письме - . В футарке - . В тюркских рунах - , в венгерских -. Есть зеркальное сходство первого тюркского знака и алано-древноболгарского, а второй представляет собой согдийский аналог, выправленный на 90˚. О отсутсвует в ашуйском письме. Алано-древнеболгарские варианты показывают арамейское происхождение буквы, вкл. и глаголическе о (он) - . В алано-древнеболгарской письменности наблюдается сближение о и у.

 

Буква п  в скифском и алано-древнеболгарском письме имеют такие варианты - . В аланском (осетинском) языке, наступает повсеместный переход п - ф, но в раннеаланских и скифских надписях, как показал Г.Ф.Турчанинов, п существовала. В ашуйском письме  - бп,  - па, библоское - п, финикийское -, критское - пе, В арамейских письменностях, в архаичный период , асирийско-вавилонский , ахеменидский , эллинистический , пальмирском письме , самаритянском письме - , древнееврейском письме , эстрангело , яковитском серто и несторианском  , согдийском , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - пе. В ликийском , карийском , этрусском , архаином греческом - , венетском - . В  футарке - , знак  пертх топор. В секельских рунах - , а в тюркских рунах - .

Алано-древнеболгарские формы показывают арамейский, сирийско-несторианское происхождение. Увидим подобия на согдийское манихейское письмо, пехлеви и сасанидское письмо. Глаголическе п (покой) - , показывает тоже параллелы. В иранские языки, пе произносится как ф. Тюркская руна выправленный согдийский вариант.

 

Буква р в скифских и алано-древнеболгарских рунах встречается в вариантах -. В  ашуйском - р, Библоском - р финикийском - - р, знак реш, критском - ро, ра, в арамейских письменностях, архаичный  период , асирийско-вавилонский , ахеменидский период , эллинистический , пальмирский , самаритянский , староеврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , согдийском , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - реш. В ликийском , лидийском , карийском , этрусском - - р. В тюркских рунах -, в  секельских - , в футарке -.  Алано-древнеболгарские знаки показывают сходство с ашуйскими, финикийскими, критскими и арамейскими буквами, в их зеркальных вариантах. Глаголическое р (реци) -  показывает тоже параллелы и подобие с руническим первообразцам.

 

Варианты буквы с в скифском и алано-протоболгарском письме выглядят так -. В ашуйском  - с, Библоском и финикийском  - с, критском  - са, -си, - се, в арамейских письменностях: архаичный период , асирийско-вавилонский , ахеменидский , эллинистический , пальмирский , самаритянский - , древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском , согдийском , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - симкатх. В карийском , лидийском , ликийском , этрусском , венетском -, классическом греческом -  - с. В тюркских рунах - , секельских -  - с. Алано-древнеболгарские знаки показывают арамейское происхождение, несторианский вариант похож на двойной элипс, или сердце. Аналогическое глаголическое с (слово) - . Встречаются и производные буквы  - си и  - двойное с. Тюркские формы показывают согдийские параллели.

 

Буква т, в скифской и алано-древнеболгарской письменностях . В ашуйском письме  - т,  - та, Билоском  - т, финикийском - критском - та,  - тхе, в арамейских письменностях: архаичный период, асирийско-вавилонский, ахеменидский, эллинистический , пальмирский , самаритянский - ,  - тх и - т, древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском , согдийском ,  согдийском манихейском -  -тх,  - т, пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - таф. В карийском , лидийском, ликийском , в иберскийском письме , этрусском , венетском , умбрийском (письмо производным от этруссков в Италии) , классическом греческом -  - тита. В тюркских рунах - , в футарке - , секельских- - т. Алано-древнеболгарские варианты показывают, основные параллели с арамейскими буквами. В древнеболгарских надписях из Дунайской Болгарии, преобладают первые четыре варианта, те которые в форме крестов и петель типичны для более древних скифских надписей. Ашуйская буква та показывает  подобное алано-древнеболгарское т. Тюркская т показвает подобные варианты согдийской и парфянской таф, и не похожа на алано-протоболгарские аналоги. Также в алано-древнеболгарских буквах встречаются производные, слоговые знаки,  - ти от ,  - т от  и  - ут, знак похож на древний болгарский божественный символ - IYI, а в алано-сарматском оd и осетинском ud означает дух, мистическая сила. Глаголическое т (твърдо) -  показывает подобие древнеболгарской рунической форме .

 

Буква у в скифских и алано-древнеболгарских рунах - . В арамейском  письме самый ближайшим аналогом является буква вав, в архаичный период , асирийско-вавилонский , ахеменидский , эллинистический , пальмирский , самаритянский - , древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , в древнем согдийском письме , классическом согдийском , согдийском манихейском - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - в, вав. В карийском письме , лидийском , ликийском этрусском  , венетском - - у . В футарке - , секельских рунах - . Алано-древнеболгарское у производно от арамейского вав.  Встречаются и составные знаки  - уа, ,  - уи из  и .      Глаголическе у (оук)  имеет свои параллелы в древнеболгарские рунические первообразцы, но тоже похожое  согдийском и парфянском, как удвоенны вариант знака вав, напр. в согдийское манихейское письмо есть  - w произносилось как  оу.

 

Буква ф в алано-древнеболгарском письме встречается в  вариантах . Турчанинов показал что знак для буквы ф возник как  комбинация двух арамейских букв пе и вав -. В лидийском , этрусском   - ф  - пх. В осканском и умбрийском письме, как и в исходном этрусскомм, знак  - ф показывает прямые параллели с лидийской ф, как связь с малоазиатским происхождением и миграцией этруссков. Очень похож на вариант в в алано-древнеболгарской письменности, где тоже есть совпадение с буквой ф и в. В венетском - , футарке - , в секельских рунах -  - ф. В глаголице -  ф (фрът) показывает подобие  алано-древнеболгарскиом руническом первообраза - .

 

Буква х в скифском и алано-древнеболгарском письме -. В ашуйском- ха, хьа,  - ф, фа. В арамейских письменностях:  архаичный, асирийско-вавилонский и ахеменидский периоды , эллинистический , пальмирски , самаритянский - , древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском , согдийском , согдийском манихейском - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - хетх. В финикийском , критском й- ха, этрусском , венетском , произносилось как тх, в этрусском  - кс, умбрийском  - кс,  - х, осканском  - х . В карийском , ликийском - х. В рунах венгерских секелей  , в финикийских, венетских письменностях , этрусской , древнегреческой  - х, в футарке - з. Алано-протоболгарские знаки показывают связь с классическими финикийскими буквами, арамейскими формами, ликийским и древногреческим письмом. Одна из самых распространенных  форм буквы х в протоболгарских надписях это трезубец - . В футарке наблюдается разница в буквенном значение, также древние болгары часто использовали составные буквы  - кх, кс. В Ситовской или Шутградской надписе (из деревни Шутград до Асеновограда, в горах Родопи) встречается более особая форма  - кс, а в надписе из  Волжской Болгарии, открывается  - хи. П.Добрев указал знак   ха. В более древних скифских надписях встречается  - тх. В глаголице х (хъръ)  показывает подобия с рунических первообразцов - .

 

 Буква ц в алано-древнеболгарском письме выглядит так -  , а  - тц. Знак -тц, сохранился в сербском, откуда и в т.н., выдуманная сербскими (югославскими) окупантами, македонская азбука как дж.  В ашуйском письме  - ц, - ца, финикийском - цаде. В критском  - са. В арамейском письме, архаичный, асирийско-вавилонский, ахеменидский , эллинистический , пальмирский , самаритянский - , древнееврейский период , эстрангело , яковитском серто , несторианском , согдийском , согдийском манихейском письме - , пехлеви , парфянском , персидском (сасанидском) письме  - садхе. Древнеболгарское ц которое выглядит как двойной треугольник, производно от древнееврейской , несторианской  - с, симкатх, и оно очень похожое самаритянской форме - . В скандинавских и англосаксонских рунах, знак cen - , произносится как к. В маркоманских рунах,  -кх. Алано-древнеболгарское , это перевернутый на  90˚ - прототип кириллистической  Ц (). Глаголическое ц (ци) -  тоже похожое древнеболгарском руническом первообразе - .

 

Буква ч, в алано-древнеболгарском письме, в следующих вариантах . Похоже на ц и производно тоже  арамейской букве цаде. Турчанинов думает что это, один из вариантов ч мы видим его в кирилице, также как и ц. В венетском это  , у секелей -. В ашуйском письмо есть аналогичный знак  - ш и  - ч. В маркомантских рунах, знак khon , q. Также мы видим, что секельское ч, пишиться как финикийско-аланопротоболгарское х, и германские руны. Названия черв, чръвъ означает серп, аналог  осетинскому  xsyrf серп. В глаголице ч (чръвъ)  вполне похожое руническом первообраза -  (Мурфатлар).

 

Буква ш в алано-древнеболгарском письме - , а  - ши, в одной из скифских надписей мы встречаем более особую форму ши - . В ашуйском письме  - ш, финикийском  - шин, ш, в критском так же выглядят знаки си и се. У алано-протоболгарского ш существуют ясные арамейские аналоги, в архаичный период , асирийско-вавилонский , ахеменидский , эллинистический , пальмирский , самаритянский - , древнееврейский , эстрангело , яковитском серто , несторианском письме , древнем согдийском , классическом согдийском , согдийском манихейском - , пехлеви , парфянском, персидском (сасанидском) письме  - шин. В ликийском письме  - кс. В тюркских рунах - , у секелей -  - ш. Нет ничего обшего у алано-древнеболгарских и древнетюрских рунических букв как мы видим выше. Глаголическое ш (ша) - , идентическое с более поздная киррилская форма и отражаут соотв.рунический первообраз.

 

Буква щ встречается только в алано-древнеболгарском письме - .  Согласно мнению Г.Турчанинова этот знак возник как сочетание знаков ш -  и т - , из сирийско-несторианского письма, респ. . ГлаголическЕ щ - , показывает недвухсмысленное подобие руническим первообразцам. Буква воспринята в более поздней киррилице.

 

Буква ь в болгарских рунах согласно П.Добреву изображалась как знак Ь, т.э. воспринималась директно из рунической письменности. В надписе из Мурфатлара открывается еще две формы - , которые показывают ее возникновение, как буквы производной  - ие, и т.н. е-двойное - , писалось и так - . Вторая форма встречается тоже в надписе Круглой церкви в Преслава, в Мурфатларе и представляет вероятная протоформата глаголическое ъ (еръ) -  - , или переходны вариант между глаголическои и киррилское ъ.

 

В протоболгарских рунических знаках открываются большое  число букв значений дифтонгов и сочетаний разных гласных звуков.  Г.Турчанинов называет их слогографемы. Он предполагал что они возникли под влиянием сирийского несторианского письма. (ГТ-ППЯНКВЕ,стр.66)

Эти дифтонги и слогографемы  есть:

1). Упоменамые вверх в тексте ае, ай - , для которых Турчанинов, показал их путь возникновение.

2).  - уа,*- ъа,  носовые звуки он, ан, для которых открываются интересные аналоги в ашуйских знаках  - ан, йя,  - ай. Тоже в англосаксонских рунах - , ir произносилось как ю.

3). В алано-протоболгарских рунах - - ае (из арамейскои  - хе), *- уъ, - уй (первая форма в основу глаголическом  - ю), -уа, - еа - форма. Открывается интересная аналогия уа с готского рунического - о и форма в готском письме Вульфилы - - о.

4). - иу,- ут алано-протоболгарская руна, из надписи салтово-маяцкой археологической культуры. Турчанинов открыл ее и в Талаской плите - , надпись на дервянном плите, из Семиречья, датированная 7 веком. Текст смешанный аланский (восточно-иранский) и тюркский.

5). Буквы ю и я также возникли как дифтонги, из составных знаков ио - , ю - , я - . Знак  - ио, открывается на похоронном сосуде из деревни Гарван (округ Силистра). В футарке - - ио, ю. У  секелей --ио.

 

***

Мы видим, что алано-древнеболгарские руны совершенно отличаются от тюркских, но показывают ближайшие параллели ашуйской, финикийской и в самой большей степени арамейских письменностях, также и с германскими рунами. Так что теория Турчанинова, об древнейшем происхождении этого письма, среди представителей андроновской и срубной археологических  культур, заслужают внимания. Согласно нее своеобразие этого  письма выражается, тем что большинство надписей читаются слево на право, буквы не всегда, даже более часто не пишутся с правыми рядами, а похоже на сложное написание (б.а. как Ситовский надписи), почти всегда нет словоразделительных знаков и по методу написания сближаются к скорописи. Создатели и пользователи этого письма были обыкновенный народ, поэтому смысл надписи всегда был бытовой и житейский и в срубно-андроновское и в скифо-сарматское и в алано-древноболгарское время. Поэтому и существует большая вариантность букв, наличие большого числа дифтонг и слогографем, лигатуры которые как говорит Турчанинов проект народного творчества. Факт который говорит о сравнительно высокой степени грамотности простого народа. Руническое письмо служило и жрецам, потому что многие из надписи транскрипции Турчанинова (в Болгарии П.Добрева и Й.Стоева), представляют похоронные эпиграфии, или фразы с религиозным содержанием. Не существовал единный канон писания, разные племена вырабатывали в веках разные  варианты этой древней письменности.

Алано-древнеболгарское письмо показывает самые большые сходства с арамейским, консонантным письмом. Как размышляет Турчанинов эти графемы пришли с средне-азиатскими приаральскими аланами (Янцай, аорсы, аланы и хоны-хиониты, Аланья и Уананшана, или Приаралие как называли китайские хронисты). Интерный факт - изобилие гласных звуков, тогда было больше, чем в совр. болгарском языке. Такое явление типично для совр.осетинском языке, где звуки уа, уэ, уы, ы, ,ъе, ъу часто встречаемы, также как и изобилие звуков кх, кс, тц, дз, дж. Согласно Турчанинову: у средневековых осетинов из Крыма, Севернего Кавказа и Дона, Паннонии, независимо до того, как они назывались, аланы, асы, или ясы, существовала обшая письменная культура. (ГТ-ДСПОП,стр.29-35) Скажу дополнив что это относилось в полной мере и к протоболгарам, которые входили тоже в эту культурную общность (т.к. они продолжатели сарматской степной культуры по осноным признакам)!

Россиская изследовательнца, археолог Елена Галкина тоже принимает интерпретации проф.Г.Турчанинова для донско-кубанское письмо. Но в своя книга Тайны Русского каганата: Вече; Москва; 2002г., представляет своя гипотеза, что реальные носителей салто-маяцкой археологической культуре были аланы и асы. А этих асы на самом деле были роксоланы (рухс-ас) одно аланоязычное населения  которое дало начала Киевской Русь. Она не признает норманская теория об произходе русской государствености и обратилась к старая, отвергнутая исторической науке, роксоланская гипотеза, связывающая народа рос с сарамато-аланские племена из Северное Причерноморье. Галкина утверждает что ареал салто-маяцкой культуре является гипотетический Русский каганат, упоменнаты арабоязычные иссточники. Но в свое стремление связять руские с салто-маяцкое населения, Галкина вполне  игнорирует тюркоязичные номады болгары или черные болгары как называл их Константин Багрянородный. Она преписывает брахикранный антропологический тип, похороненией т.наз. Зливкиновский тип, который определяет совсем правильно как сарматский на гипотетические алано-сарматоязичне русов, вкл. и донско-кубанская письмености, как на Кавказе, так и в районе Саркела. Согласно ее мнения, болгары познакомились с этой письмености и возприняли из русов. Выводы Галкиной вполне неверные, тенденциозные и присвояют древнеболгарское культурное наследстве!

Протоболгарская руническая письменост попала в внимание Брендана Мак Конгала, историк и археолог из Северной Ирландии, специализировал археологии в Софии.  Своя екстравагантная гипотеза изложил в свою книгу Прабългарският мит (Протоболгарский миф) (п. Литера гр.Пловдив 2009 г.). Он отрицает существование протоболгарской рунической письмености. Считает что протоболгары, как тюркско-алтайске племя, были примитивные кочевники, очень мало как население, и не учавствовали в формирование болгарского народа. Рунические знаки и надписы из Мурфатлар, Плиска, Шудиково и т.д., как и символь IYI не имели ничего обшего с болгары, а являются фракийское наследство. Самы фраки заимствовали руническое письмо с этруски, с посредничество кельтов которые пришли на Балканы и Малой Азии. Он считает что фраки были основу болгарского народа (в связь с ошибычное представление что понтийский расовый тип совр.болгар является фракийское наследство) и сохранили свое письмо до возникновению  глаголицы. На фракийский язык Мак Конгал читает Розетка из Плиской, каменной блок из Шудиково, некоторые Мурфатларские надписы, вкл. и обявлены П.Добрева для древнеболгарском Каменном крестом из Балчика (для которого было установленно что нет ничего обшего с болгары, а был валахский по произходу, с временам  Мирчо Старого (Мирча чел Бетрин) и доставила его в Балчика румынской королевы Мария, известная с своих  интересы к старинам, во время румынской окупации Южной Добрудже 1918-1940 г.).

Для символь IYI Конгал считает что он раннехристиянский и ознчает иудейското Яхве бог, которое произносили как Яуи.

Совершенно ясно что автор Конгал ничего не слышал об труды проф.Турчанинова, донско-кубанское  письмо и салто-маяцкой культуре. Опиты болгарских ученние связять руническое письмо с протоболгары, для него являются теории социалистического время. Тенденциозная, книга Бр.Мак Конгала можно вполне  определить как фолк-хистъри (в болг.:чалга-история, из чалга цыганская музика, т.е. несериозная). Но вопросные выводы Конгала будут принятые с восторгом  в соседная Румыния, гду давно стремятся доказать что надписы из Мурфатларе были из проторумынского гетского и дакского произхода.