ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЛАНО-ДРЕВНЕБОЛГАРСКОГО РУНИЧЕСКОГО ПИСЬМА

 

Официальная болгарская наука причисляла протоболгарские рунические надписи к группе тюркских рун, и не делала никаких серьезных попыток, по их дешифровке. Первый шаг сделал проф.Г.Ф.Турчанинов, который опубликовал свои транскрипции „донско-кубанских” рунических надиписей, с территории салтово-маяцкой культуры, Кубратовой Болгарии и Кабардино-Балкарии, Осетии. П.Добрев преложил с успехом методику Турчанинова и для протоболгарских надписей с территории Балкан. Так сегодня известен большой набор из дешифрированных  алано-протоболгарских  рунических знаков. 

В сирийской хронике “Семь языков” Евсевия Кесарийского, аланы причисляются к группе народов у которых есть собственная письменность, совместно с греками, иверами (грузинами), римлянами, армянами, мидийцами. В “Пасхальной хронике” Георгия Синкела, из 37  народов, потомков Яфета, свою письменость имели только: греки, амореи (арамеи), аланы, римляни, армяне, грузины, кападокийцы, сарматы, скифы, бастарны. (НП-ПНД-ДМ-сс-ВС,стр.336-339) Арабский автор Абдул Фарадж Мухамед ибн Надим, в своя книге “Наука о письменах”, сообщает о разных видах письменостей. Это арабское, сирийское, набатейское, еврейское, персидское, греческое письмо. Германские руны саксонцев и лангобардов, он называл “акисталики”. Про тюрков ибн Надим пишет что они не имеют письма, а их владетели делали свои послания с резами нанесенными на стрелы. Про болгар он говорит что они имеют свое  письмо, очень похожее на письмо из стран Туббат (Тибет), Китай и письмо Мани (манихейское письмо). Про хазар, он сказал что пишут они на сирийском письме. (АГ-СМПСР,стр.241)  Ибн Надим написал свой труд в конце 10 в. (987-88 г.). Тогда в Болгарии, во время царя Самуила, употреблялось киррилистическое письмо, которое похоже греческое и латинское, и очень непохожее на китайское. Вероятно автор имел ввиду более древние свидетельства, о глаголице или ее протоформы – алано-древнеболгарском  руническом письме.

Еще в 1953 г. А.А.Фромозов описал археологические находки из Повольжья и Казахстана, датируемые 2-1 тыс.до.н.э., у которых были неизвестные рунические знаки. Независимо от нескольких своих публикаций (ВДИ,1953г.№1,стр.191-200, ВДИ,1963г.№2,стр.180-184) это открытие осталось как „голос в пустыне”.

В своих раскопках на территории Древнего Хорезма, (Беш-тюбе, Чилпик), Толстов открыл и опубликовал несколько рунических знаков, из раннеафригидского периода (первые веков н.э.), принадлежавшим аорсам -  . Большая часть из них имеют аналоги в алано-протоболгарском письме, а другие являються изображениями с образов. (СТ-ДХ,стр.74-75)

Открытие Фромозова показало что протосаки с андроновской и срубной культуры, пользовались рунической письменностью. Она засвидетельстванна сосудами из ритуальной пищи, для похоронного обрядя. Самой древней является надпись на андроновском сосуде, открытой в долине р.Иртиша. С.С.Черняковым, он датировал ее 9 в.до н.э.

Открытие золотого кувшина с надписью в оз.Иссык-куле, из захоронения знатного сакского вождя, который археологи назвали „золотым человеком” в виду большого колличества золотых предметов, стало причиной бурных дебатов о принадлежности неизвестного письма. А.С.Аманжолов обьявил его древнетюркским и сделал попытку дешифровки с помощью тюркских рун, вопреки тому что датировка находки 4 в.до н.э. и это исключает тюркскую принадлежность надписи.

И.М.Дьяконов нашел дальнее сходство только 3-ех знаков с древнетюркскими, остальные 12-13 знаков не имели ничего обшего с ними. Согласно мнению С.Клящорного, наличие диагональных  штрихов в большинстве  знаков, тоже исключает ее древнетюркское происхождение. Этот метод написания отсуствует у более хорошо конструированных древнетюркских рун. В.Лившиц и проф.Хармата предположили что  письменность принадлежала древним сакам, Индейский ученный Б.Н.Мукерджи увидел в ней вариант пракрита, Ж.Фюсман – иранский праомурский язык, а Э.Ртвеладзе – письменность отражающую язык юечжей, тохарский и  хотано-сакский языки.

Подобные  рунические надписи открыли в 100 км близ Кабула (Дашт-и-Навур 1974 г.), которые представляли раннокушанской трилингвой. Другие два перевода были с гречеким кушано-бактрийским письмом и с индийским – кхароши. Другие подобные фрагменты со сходным руническими надписями тоже были открыты в Халчаяне, Гильберджин и Кафирниган-тепе, с времени кушанской эпохи (1-3 в.).

К.А.Акишев, открыватель знаменитого кувшина из Иссык-куля, описал еще несколько подобных, но более кратких надписей, из могильника Актас и Каратом (3-1 в.до н.э.). Он думал что это древняя „сакская” письменность, которую заимствовали кушаны. (ВЛ-ПДРП) Вопрос исследовался также В.В.Вертоградовой. Все эти  надписи датированны  4 в.до н.э. – 4 в., а их появление связано с расселение  юечжей и возникновением Кушанского  государства. В этой письменности есть большая вариантность. Вертоградова разграничила три вида похожих „азбук”: самая древная - из оз.Иссък-куль, средняя – находки Ай Ханум и поздние -  с кушанских надписей с Дашт-и-навура, Сурх-Котала, Кара-тепе, Далверзин-тепе.

Вертоградова констатировала что вопросное письмо существовало в целом периоде Кушанского государства, совместно с индийским кхароши и греческим кушано-бактрийским письмом. Оно использовалось и в буддийских монастырях, и в разных светских и бытовых надписях. Для Вертоградова самая переспективная является гипотеза Ртвеладзе, который связал  неизвестное письмо с юечжами, сообщности ираноязычных и тохароязычных племен (вероятно с ним были и алтайскоязычных элементов), мигрировавших из Синцзяня в 3-2 в.до н.э., под давлением хунну. (ВВ-НПДБ-ПРС-5,стр.129-148)

По своей структуре и шрихтовой форме, кушанские знаки похожи на индийское письмо „кхароши”. Это слоговое письмо. Возможное его происхождение связяно с ранними индийскими заселениями в Таримской котловине, которые известны и в археологическом и лингвистическом плане – индийское влияние на хотано-сакский язык и язык Крорайна (Лулан). Можно увидеть некоторые сходства неизвестных кушанских знаков с алано-древнеболгарской письменностью, но отсуствие дешифровки не позволяет делать подобные выводы.

Есть другое происхождение на древнее сакское письмо, известное по  надписям ритуальных сосудов, срубной и андроновской археологических культур.

Согласно гипотезе Ф.Турчанинова оно сходно с арамейским и финикийским письмом. Как получилось это  заимствование (сходство), не известно. Самая древняя андроновская (сакская) надпись на два века младше первых финикийских письменных памятников. Возможно андроновские племена познакомились с письменностью перед началом своей миграции на восток. Но в таком случае, заимствование письма было не от финикийцев, а от древнейшой ашуйской письменности. Утверждение очень гипотетическое, оно скорее в сфере догадок. Г.Турчанинов считает что заимствование было в Средней Азии, в северных пределах Хорезма, Согдиане и Бактрии. Здесь саки по его мнению и изучили арамейские буквы. (ГТ-ППЯНКВЕ,стр.43-60)

Первые знаки, дело человеческой руки, были сделаны в глубокой  древности. Такие знаки нашли на черепе мамонта, сделани 12 тыс. лет тому назад (Межырич в Украйна). С 6-5 тыс. до н.э. в разных местах Европы, засвидетельствованы изображения геометрических фигур и знаков, вероятно для  ритуальных  целей.

В 3-1 тыс.до н.э. появились разные виды письменности. Самое древнейшее является идеографическое письмо. Знаки представляют стилизованные рисунки, каждая из них означает действие, явление, предмет, животное, часть человеческого тела, или абстрактное понятие. Такие египетские и китайские иероглифы, вероятно с таким же происхождением и центральноазиатские тамги. У шумеров тоже было идеографическое письмо. Самые древние надписи из культуры Урук-4., датированны к 4-3 тыс. до н.е., время когда шумеры появились в Месопотамии. Древнешумерские знаки представляют рисунки предметов, головы человека и животных, части тела. Согласно  И.М.Дяконову такие надписи показывают схемы мышления и связь понятия в смысловом порядоке. С их дальнеишей стилизацией появилось клинописное письмо. (ВИ-РП,стр.95-100)

Древнейшие финикийские надписи появились в 11-10 в.до н.э. Большинство из них открыты не в самой Финикии, а в финикийских колониях и на о.Кипр. Самое большое распространение финикийские надписи получили в период 5-2 в.до н.э. Позже появилось арамейское письмо. Вопрос происхождения финикийского письма тоже не разрешен. Существуют несколько теорий об его происхождении:

1. Критско-минойская теория. Озвученна болгарским ученым акад.В.Георгиевым. Он сделал сопоставление слогового крито-минойского письма с финикийскими буквами. Установил что 14 из  финикийских  букв  имеют полное сходство с соотв.критскими знаками, а восемь из них (бет, далет, вав, зайн, хет, ламед, заде, реш) имеют более дальнее сходство. Есть параллели в названиях финикийских букв, и минойских.  Например минойский знак kōmēla – означает скот, имущества, произношали как „го, ко”, а в финикийском письме оно получилось семитским gimel – верблюд, минойское „ба” дало финикйское „бет” и т.д. В качестве дополнительного аргумента В.Георгиев  прочитал сообщения Диодора Сицилийского и Фотия. Согласно Диодора, финикийцы не выдумывали буквы, а взяли их от сирийцев, но критяне считали что финикийцы заимствовали их собственое письмо, только изменили форму букв. Согласно патриарху Фотию (9 в.) письмо называлось финикийским, потому что финикийцы первые начали писать на листе финиковой пальмы. Слабое место теории Георгиева является факт что кроме финикийцев, сходное письмо, в начале 2 тыс.до н.э. появилось в соседней ханаанской г.Библос, финикийской колонии. Оно слоговое и на несколько веков старше финикийского. Ближайшие слоговые письма существовали также в Синае и Ханаане. Критское письмо, по археологическим данным появилось к середине 2 тыс.до н.э., и более младше чем библоское.                                                 

2. Египетская теория. Созданна в 19 в. Ф.Ленорманом и Еде Роже. Согласно этим авторам финикийцы создали свое письмо на основе египетских иероглифов (из греческое ίερός „hieros” – святый и γλύφω „glipho” –гравировать, писать, „священные знаки”) и финикийские буквы. (МК,В-ЕППР,стр.158)   В 1904-5 г. на Синайском п-ве, в египетских рудниках, были открыты надписи, знаки которых представляли промежуточное звено египетских иероглифов и финикийских букв. А.Гарднер, К.Сете и В.В.Струве связали эти надписи с семитскими рабами, работающими в Египте. Они создали из египетских знаков буквы подходящие для семитского языка. Струве увидел в египетских знаках „h-t” – дом, прообраз финикийской „бет” – дом, буква  “б”. Но у синайской гипотезы тоже есть слабые места. Синайские надписи делала ограниченная группа египетских рабов, не ясно как так быстро это письмо распространилось из Предней Азии. Она была отвергнута когда в 30-т,е годы 20-ого в. в Палестине, была открыта протоханаанская письменность. Она подобна финикийской, звуковое письмо  и  датированное  18-17 в.до н.э, что на 100 лет более старше синайских надписей и на сто лет младше биболской письменности. Проблема усложнилась и с открытием так называемых южносемитских  надписей из п-в Арабии, известные как „южноаравийское” письма.

3. Теория самостоятельного происхождения. Согласно ее северо- и южносемитские письмености имеют общего предшественика. Я.Шницлер сделал лингвистический анализ названия букв  финикийского письма. Он сделал вывод, что этот народ, занимался скотоводством и земеделием (алеф – бик, гимел – верблюд), рыболовством (мем – вода, нун – риба, цаде - удочка) и купечеством (тет – товар, стока). Этот народ был  оседлый, жил в  домах (бет – дом), имеющие двери – далеф и огороды - хет. В строениях дома использовались гвозди – вав. Были у них храмы, где почитали свои богов (хе – молитва). Также были войственны и знали оружие – зайин. Знали и животные обезьяну – коф и верблюду - гимел, жили в южной стране. Но нет следов основых занятий финикийцев – мореплавания и построек кораблей. Так что самые вероятные изображатели этой письмености, являются  древние евреи, или семитское население Ханаана, где находился и город Библос. Финикийцы и остальные семиты заимствовали письменость потом от них. А форму букв показывает стилизированное сходство с предметами из которых взяли свои названия буквы. Конечно более позднее влияние египетского скорописного письмо или критского слоговое, вполне возможно. (ВИ-РП,стр.190–220)

Кочевые семитские арамейские племена покидают п-в Арабия и заселяются в Месопотамии около 15 в.до н.э. Здесь они нашли родственное семитское население: акадцев (асирийцы), финикийцев, вавилонцев и они быстро вступают в их управленческую элиту. В языковое отношения, арамейский язык, очень сродный с иврита, языка древных евреев, даже считается что отношения арамейском и иврите как отношения родителя и сына. (МК,В-ЕППР,стр.150) В 9-7 в.до н.э. арамеи, известные в литературе и как халдеи, создали свою редакцию финикйского письмо, известную как арамейская. В начале оно не отличалось от  финикийского и было просто локальным вариантом. Но значение его быстро вырасло когда Предняя Азия вступила в Ахеменидское персидское государства. Арамейское письмо стало официальной письменной нормой в шахской канцелярии. От персов оно достигло до Индии, где стало основой для возникновения индийского слогового письма брахми и кхароши. Достигло и Таримской котловине, где в 1-2 в. его усвоили тохары и кяны в Тибете.

Более заметно изменилось арамейское письмо в эллинистический и римский период. В 2-1 в.до н.э., распространился пальмирский вариант арамейского письма (б.а. связан с г.Пальмира в Сирии). Во время пребывании в Вавилонии (6 в.до.н.э., т.наз. „вавилонское пленение евреев”) древные иудеи усвоили арамейского письмо. Первоначально писали на „круглом” шрифте, но потом создали „квадратный” шрифт (3-1 в. до н.э.). (МК,В-ЕППР,стр.152) Так возникло древное иудейское письмо. Потом его усвоили самаритяне, арамейский народ, который пришел в Палестине в тоже время (5 в.до н.э.).  Они создали производная собственная письменость - самаритянская.

Из древнеиудейское письмо произходят и локальны ему вариант из кумранских документов, сирийское письмо или „эстрангело”. дало начало двух новых вариантов – западное, яковитское или „серто” и восточное, несторианское. Сирийское письмо обособилось из арамейского вокруг 1 в.н.э. для носителей сирийского диалекта арамейского языка. Первоначально возникло письмо „естренгело” (название из греческого strongulos – круглое, круглое письмо). С возникновении християнства, сирийское письмо превратилось в одна из основныих письменностей новой религии, а г.Едеса стал центр сирийской общности и один из основных центров християнства. Сирийская письменность быстро разпространилась к Парфии, Средней Азии и достигала Китая, по „Великом шелковом пути”.  В 431 г. на Ефеском церковном соборе, обявили как ерес учения архиепископа Нестория, которое не признавало Богородице, потому что бог не может быть рожден смертной. Учения Нестория разпространялось в восточные районы Византии, т.э. Сирии. В 489 г. из  сирийской християнской общности окончательно обособились последователей Нестория – несторианы и переселились на востоке в Сасанидском Иране, потому что их выгнали из Византии. Несторианское християнство разпространилось в Средней Азии, в Эфталитское государства, а потом достигло и до Китая, до древных тюрок и монголов.

В Сирии тоже обособились последователей патриарха Якова Барадея и его монофизитское учение, которого не признавали в Византий. Так появились два варианта сирийского письмо, западное яковитское или „серто” на которого писали последователей Якова и восточное „несторианское”. И в двух варианта существували знаки для обозначения гласных звуков. Сегодня существует новосирийское письмо, на котором пишет маленкая этническая сообщность айсоры, или асирийцы – последние дальные наследники доарабского арамейского населения Сирии (б.а. они тоже пострадали во время армянского геноцида – 1915 г., турки истребляли их с большой жестокостью, потому что они были христианы).

Из арамейской письмености в древнее государства Набатея (возникло в 2 в. до н.э., вокруг совр.г.Петра в Йордании, в его гранницы были Южная Сирия, Йордания, Синайский п-в и области Хиджас), была  создана местная набатейская письменость и разпорстранялась на сродные с набатейцам арабские племенам. В 328 г. датирован первый надпись арабском языке сделанный с набатейском письме. С наложении Ислама и арабское завоевание наложилась и арабская письменость, которая наследила набатейской.

Арамейское письмо является основу пехлевийского и согдийского письма, распространилось в Персии и Средней Азии, и стало основой армянской и грузинской письменности. Пехлевийское письмо возникло во время Парфянское государства и употреблялось для среднеперсидского языка. В связь с обозначении гласных звуков и некоторые согласных, были выдуманные новые символы, а знаки как „алеф”, „аин”, „йод”, „вав”  начали обозначать гласные (алаф – „а”, аин – „е”, „йод” – „е” , „и”, вав – „w”, „в”, „у”, „о”). С „пе” обозначалось „ф”. С ранная или „аршакидская” форма пехлевийского письмо (256 г.до н.э. – 226 г.), начали записывать тексты „Авесте”. В „сасанидский” период (226 – 652 г.), пехлевийское письмо доусовершенствовалось и существовало до наложение Ислама и арабского завоевание.

Согдийское письмо возникло под влиянием пехлевийского и арамейского и разпространилось до границы Китая. Локальный его вариант было хоремзийского письмо, познатое только из надписы на сосудам и монетам. Согдийское письмо получило разпространении в Эфталитское государства. В начале писалось с право на лево, потом под влиянии китайского письмо, начало писатся в колоны, с лево на право.

В западном направлении, финикийские купцы принесли финикийское письмо которое стало основой возникновения этруской, древногреческой и иберийской письменностей. Последняя использовалась древним населением Пиренейского п-ва, до прихода римлян. Дешифрованное Мануелем Гомесом Морено Мартинесом (Manuel Gσmez-Moreno Martνnez) и Хесусом Родригесом Рамосом (Jesϊs Rodrνguez Ramos). Из этрусской письменности возникли локальные варианты венетской, осканской, умбрийской и более поздней латинской азбуки. Из финикийской колонии, письменность завезли ливийцы в Африку (предкам берберов и туарегов) и иберам Испании.

Из финикийское письмо произходить и т.наз. южносемитская или „южноаравийская письменост” (муснад) — древняя письменност, из котороя произходит и современное ефиопское письмо.

Южноаравийскоео письмо (южно-семитское письмо) отделилось из протоханаанское (или из финикийское) письмо не более поздно 9 в. до н.э., а согласно другое мнения, произходит директно из синайской письмености, вокруг 1300 г. до н.э. Писали с ним, носителей древных южноаравийских языков из Сабейского царство, Катабан, Хадрамаут, Маин и Химияр, на территории совр.Йемена, западное побережия Красного моря, как и в древнейшие доаксумские (предефиопские) княжества. Увидим его в надписы из г.Райбун в Йемене.

Одни из первых надписы, датированные вокруг 9 в.до н.э., нашли в провинции Аккеле-Гузай в Еритрее. Надписы найденные в Вавилоне и Йемена, младшие, они с 8 в.до н.э.

Синхронно развивался и северный вариант южноарабского письмо, известный как тхамудское письмо, которого изпользовали носителей тхамудского языка (южно-семитский язык, родственны арабского языка). Он был расспространенны в северная Аравия и южные частей Синайского п-ва.

Южноаравийское письмо окончательно наложилось к 500 г. до н.э. и изпользовалось, (вкл. Древнесеверноаравийские варианты) до 7 в.н.э., когда его заменило  арабское письмо, после наложение Ислама.

В Ефиопии из южноаравийское письмо возникла письмености геез, котороя в следуищих столетии доразвилась до совр.ефиопское письмо.

Курсивны шрифт (забур) изпользовали древные жителей Йемена, для практических целях - ежедневные записы на деревянные плиты, а монуменальные каменные надписы, писали шрифта (муснад).

В южноаравийское письмо эсть 29 знаков, в большая часть, производные финикийского письмо.

4. Теория протоабхазкого (ашуйского) происхождения письменности. Она самая современная и является одной из крупнейших достижений проф. Г.Турчанинова. Он изложил ее в книге „Открытие и дешифровка древнешей письменности Кавказа (середина ІІІ тысч.до н.э.-ІV,V вв.н.э.)”, М.1999 г. Автор исследовал несколько каменных стелл и бронзовых плит с надписями из финикийской колонии  Библоса. Они представляют самые древнейшие варианты финикийской письменности, но сделанные на неизвестном несемитском языке. Турчанинов исследовал их и доказал что они идентичны с надписями каменных плит,  найденные в районе майкопской археологической культуры в Колхиде и Абхазии. Оказалось что древнейшие надписи из Библоса, сделаные на протоабхазо-адигском языке, предшественике современных абхазкому, абазинскому, кабардинскому и убихскому языкам. Они принадлежат к Синокавказкой языковой сообщности. Плиты из Библоса, оказались в личной кореспонденции владетеля Пту из страны Ашуя, древнейшее название Абхазии, в переводе - „приморская страна”. Пту попал в немилость, его врагов они совершили переворот и он был продан в рабство в город Анапе (Анапу) (топоним существовал и тогда) финикийским торговцам из Библоса. Так в Библосе возникла целая ашуйская колония из рабов – соотечественики Пту. В другом письме (бронзовая плита), Пту просил своего брата для откупа. Третяя плита сообщала что брат царя стал жертвой заговора и т.д. Эти события случились в  19 в.до н.э.

История очень интересная. Согласно Г.Турчанинову письменность ашуйцев возникла еще у представителей майкопской культуры и культура Мешоко, (протоадыго-абхазские племена) как идеографические знаки, стилизованные рисунки предметов и животных, которые представляют однослоговые слова, типичные для абхазких языков (б.а. это явления типичное для синокавказкой яз.семьи, в аналогичном методе китайцы создали свои йероглифы, тоже представляющие стилизованные рисунки однослоговых слов, напр. „шан” – гора, „юе” – луна). Разные рисунки-пиктограмы начали связывать для изражение более сложного абстрактное слово, так появилсья идеографский образ, напр. в китайское письмо комбиницию  йероглифов – „пиктограмы” „солнце” и „дерево” изражает абстрактное слова, географская посока воток). (МК,В-ЕППР,стр.100) Так возникло ашуйское слоговое письмо. Финикийцы познакомились с ним от ашуйцев, с которыми были в интенсивных торговых контактах. Потом заменили ашуйские названия в своих семетиских. 

Откритие Турчанинова обясняет и появление слогового крито-минойского письма, которое возникло независимо от финикийского – прямо из Ашуя!

Ашуйское письмо писалось с право на лево, а стиль „бустрофедон”, т.е. зигзагообразное чтение, где первый ряд читается с лево на право, второй – на оборот, с право на лево. На другой манер было принято писать тексты на колоннах, с право на лево и с лево на право.

Наличие некоторых специфических знаков – „ан”, „ж”, „ч”, „ц”, „м”, „гъ”, показывают паралелли с алано-древнеболгарскими рунами. Можно предположить, что северные соседы Ашуи, протоиранцы из ямной и катакомбной культуры, восприняли  директно, первообраз рунической письменности, которая развилась в более поздний андроновский и срубные общности, под влиянием и арамейской письмености, проникшей через Ахеменидскую Персию  в Среднюю Азии!

Около 2-3 в. у германских племен появилась письменность известная как руническая, котороя использовалась для гадания и жреческих заклинаний. Руна согласно Тациту означала тайну, в древнеисландской rϊn, англосаксонской rūn, древневисоконемецкой rūna – тайна, готской runa, древневисоконемецком rūnōn – шептать, говорить тише. Тоже в ирландском run – тайна. Согласно Р.Морис, этнимология  слова  „руна” надо искать в индоевропейском корне (в понятиях) резать, долбать. В немецком ritcen – долбать, резать.

Вероятно значение „тайна” вторично и связано с появлением письмености, когда писалось через долбление, на твердых предметах –  типа камня, дерева.

Это письмо называлось еще “Футарк”, по первым пяти буквам, подобно понятию азбука (аз, буки, веди) или алфабет, алфавит (алфа, бета), абецедар (а, бе, це, де). Германская руническая азбука не началась буквой “а”, а началась буквой “ф”.

С.Буге и О.фон Фрисен считают, что руническая письменость возникла первоначально у готов и герулов, под влиянии греческого курсивного письма. Они думали что герулы, которые совершили миграцию из Балкан в Ютландию (6 в.) и принесли руническое письмо в Северную Германию. Считают что немецкое слово erilar – мастер рунических надписей, происходит из этнонима ерул, херул (герул). Другие авторы считают что герулы не были этническим формированием, а были военным, потому что в скандинавских языках и англосаксонских ярл/ърл означает знатный, благородный воин, или  наемные дружины из войнов. Ф.Аскеберг считал что письмо возникло у готов, еще в 1-2 в., когда они обитали устье р.Вислы, под влияния латинского письма. Контакты с Римом связанные с существованием „Янтарного пути” осуществяющего доставку янтаря в Италию. Слабое место этих теории является то что в Северо-западной Германии и Скандинавии, руническое письмо существовало еще в 2-3 в., синхронное миграции готов в Дакии, или они не может быть предком германской рунической письменности, потому что нужен был период времени для знакомста с греческой или латинской письменностью-первообразом.

Х.Педерсон, М.Хамарстрем считают что руническое письмо возникло у южногерманских племен, еще в 1-2 в. в связи с  ранними контактами с Римом, под влиянием латинской и староиталийских азбук (этруская, венетская). Сегодня эта  официальная версия, что германцы создали свои знаки на основе этруское письма, из его северного, венетского варианта, но путь распространения остался неизвестны. (ЭМ-ЯДРП,гл.2,стр.19-52)  Разницы между этруским венетским письмом и германским руническим письмом очень большие, так что надо искать другой первоисточник.

До 7 в. употреблялись т.н. „старшие руны”, потом возникли  несколько разновидностей этого письма, известные как „младшие руны” или по имени народа кто их использовал – датские, шведско-норвежкие, англосаксонские, уэльские.

В самом большом колличестве рунические надписи находятся в скандинависких странах, Дания, Швеция. Есть скандинавская руническая надпись в церкви „Св.София” в Константинополе, сделанная варяжским купцом. Подобные надписи открываются и на Балканах. В 1930 г., до деревни Бреза, 25 км севернее Сараево был открыт камень с рунической надписью, с 6-того в. Надпись „старшими рунами” и представляет запись рун в их последовательности – „футарк”.

Другая надпись на браслете, была найдена  на территории Румынии, до г.Петроса, в 1838 г. Руны  „старшего футарка” надпись читается: «GUTAN IOWI HAILAG» : „гутан иови хаилаг”. Первое слово производное от готского gσώs, нидерландского goed, немецкого gut, фризкого gσd, английского good, скандинавского god – добрый, хороший. Второе слово „иови” показывает сходство с английским own, в более меньшей степени, с скандинавским egen, фризким αch, немецким и нидерландским eigen и готским aih – собственный (собственность), притежыватель (обладатель).

Для слова „хаилаг” в готском hallus, английском heall, скандинавских языках hδll – здоровье. тоже в рунические тексты „хаилаг” означает свещенны, неприкосновенны, защитены. Речь идет об амулете который „предоставляет” доброе здоровье своего обладателя.

Другая готская руническая надпись, была найдена на острие  копья, в украинском г.Ковеля (Ковель), Волынская область. Нет одинное мнеия об его интерпретации. Согласно Л.Вимера буквы надо читать  и интерпретировать как sdiralit. Г.Маст читаее слово tilarios, а окончание –os интерпретировал как „илирийское” добавелнное после готское слова. В.Томсен, прочитал готское личное имя E(?)larids. С.Амундсен интерпретировал как eh arings, готское выражения *aih ariggs „Аринг владеет (притежает) [копья]”. Согласно Е.Мельникова, в рунологической литературе преобладает  мнения что надо читатся tilarids, согласно первоначальная версия Вимера и читать с право на лево. Обясняется с готское ga-tils, древнеисландское tilr – добрый, хороший, годный, или древнегерманское *til-a, древне-верхне-немецкое zil – цель, древнеисландское til – по напарвления (к цель), древнеанглийское tilian – стремятся к что-нибудь. Согласно К.Дювел tilarids двусоставное слово til – arids и означает добрый, исскустный (*til) и arids из глагола *rīdan: -rīds – ездить коня, в английский rider, немецкий Reiter – всадник, т.э. „добрый, исскустный всадник”. (ЕМ-СРН,стр.90-91)

Надпись  „старшими рунами” и согласно значения руны, думаю что надо читатся слово sŋiualit - -  - „с” (зеркальная форма),  - „`н” (нг),  - „и”,  - „у”,  - „а” (зеркальная ф-ма),  - „л” (зеркальная ф-ма)  - „и”,  - „т”: „с`ниуалит”, идентичное готскому snills, немецкому  schnell, нидерландскому  snell, фризскому snel, английскому snel, скандинавскому snδll – быстрый, в надписе магическое значения, да будеть копье „быстрое”. (ОС-К-КПКК)

Надписы „старшими рунами” обхватывает  большую территорию, и встречается во всем Германском мире, а их языки одинаковы, по мнению Э.А.Макаева это „общегерманское койне” своего рода „священный язык” который употреблялся в германском пространстве до 7 в.

В конце 8 в. в Дании, неизвестный реформатор создал новую руническую азбуку из 16 знаков, и большее количество гласных  из 6 теперь 9. Вероятно причина – развития и дифференциации германских языков, обособление скандинавских языков из общегерманской семьи.

В Трансильвании, венгерское племя секелы, или селкелы тоже имели свою руническую письменность, которая сохранилась до 19 в., вопреки запрету католической церкви. Происхождение этого письма неизвестно. Некоторые связывают его с древнетюркскими рунами, другие – с протоболгарскими, но как увидем, оно очень непохожее на него. Возможно оно разработано самими секелями, на основе германских рунических письменостях. Существует гипотеза, что в 18 в. секельские руны стали основой для создания мало известного „Элбасанского письма” в Албании. Думаю что это больше чем сомнительно. (см.Приложения)