Страница протоболгаров. Язык, происхождение, история и религия в статьях, книгах и музике.

 

http://protobulgarians.com

 

 

Асы-воины предки терских, кубанских, донских и запорожских казаков - 25.10.2012

База данных защищена авторским правом ©ru.convdocs.org 2012


Асов или Арсиев, чаще всего связывают с древними аорсами, остатки которых принимали участие в сложении осетинского народа (ас-дигор) на Кавказе и вместе с тем, были представлены салтовской культурой асиев на Дону и Донце. Однако, основная часть аорсов в то время жила восточнее Каспийского моря. По сообщению Страбона асии (аорсы) совместно с (п)асианами (исседонами), тохарами и сака – раулами захватили Бактрию [1].

В дальнейшем арсии входили в состав Парфии и даже занимали в ней руководящее положение (династия Аршакидов) [2]. В китайских источниках Парфию называли Аньси, а китайские императоры имели личную охрану из арсиев [3.]. В восточном Туркестане было найдено много документов народа Арси. Удивительно, их язык оказался близким к западной группе европейских языков, т.е. кельтскому, латинскому и др. В Хотане были обнаружены документы на языке восточноиранской группы. Из них ученые полагают, что АР – СИ китайцами назывались ЮЭЧЖИ [4]. В кушанское время в горах Конет-Дага кочевало племя Ahc, а еще позже в составе половцев упоминается племя Ал-арс. Стоит вспомнить и осетинский народ ас-тигор, а также сообщить, что в Северной Осетии в самом начале Дарьяльского ущелья до сих пор сохраняется древнее поселение «Ларс».

У Бируни есть сообщение, что Асы и Аланы ранее жили вместе с печенегами по нижнему течению Аму-Дарьи, а после того, как эта река изменила свое русло, переселились на берега Хазарского (Каспийского) моря.

И далее этот автор отмечает, что язык этих асов-алан состоит из печенежских и хорезмийских языков [5].

В начале нашей эры в Прикаспийских степях проживало крупное сарматское племя – аорсы (орси), известное китайцам как яньцай, которое в начале нашей эры «перименовалось» в «аланья», т.е. в алан.

Птолемей называл это племя алан – орси. Из археологических источников известно, что в то время между Днестром и Доном жили роксаланы. Двойное наименование этого племени явно указывает на подчиненность роксов, как и аорсоваланам. По- видимому, часть аорсов (роксов) уцелела после гуннского нашествия и впоследствии стала называться «асами» или «ясами». На Кавказе они в конце концов были ассимилированы аланами, а вот на Дону еще долгое время сохраняли свою автономию.

Во времена хазарского Каганата видное положение занимал предводитель Асов Раштархан (Астархан), тархан асов, который непосредственно руководил войском в войне хазар с арабами.

В начале нашей эры начинается Второе Великое переселение народов, на Северном Кавказе, Северном Причерноморье и Приазовье появляются гунны – оногуры, которых впоследствии стали называть болгарами.

Болгары состояли из ряда сарматских племен, асов, тохаров и кушан, которые называли себя этнонимами, имеющими значение БЕЛЬIЕ, БЛЕСТЯЩИЕ, СЕРЕБРЯННЬIЕ, БЛАГОРОДНЫЕ, подобно аланам, которые звали себя арийцами, благородными [17]. Все эти племена, также как и аланы являлись выходцами из района восточного Ирана. Отсюда можно заключить, что вполне вероятно и болгары, и хазары в своих этнонимах подразумевали тот же смысл. Приблизительно в то же время на арене истории появились Хазары.


Хазары и болгары оттеснили Алан в горы Кавказа и заняли бассейны верхнего и среднего течения Терека и Кубани, имея соседями на востоке Серир (Савир), а на западе адыго-черкесские племена, собирательное название которых было кешек (касоги в русской летописи).

В свою очередь Аланы делились на 2 ветви: восточную (иронскую) и западную (дигорскую).

Наиболее древние черты иранского языка сохранились в дигорском
(западном) диалекте. Более поздняя иронская (восточная) группа, прибыла сюда после гуннского нашествия. В настоящее время обе эти группы носят название – осетины, которых в средние века называли ас-аланами.

Дигорская ветвь осетинов «аш-дигор», в свою очередь также делится на 2 племени: аш (ас) и дигор (тигор), из которых первое жило еще западнее второго, в современной Балкарии и жителей которой осетины до сих пор называют «асами». Таким образом, в древности аланы и асы различались между собой и представляли 2 разных племени.

Тесное соседство протоболгар с аланами, привело к возникновению в VIII-IX вв. Салтово-Маяцкой культуры.

Также вне всяких сомнений и связь хазар, как с аланами, так и с аорсами и болгарами.

Об этом сообщают нам средневековые авторы. Так, араб Масуди рассказывает, что царское войско у хазар состоит из хорезмийцев, известных как ал-ларисийя, арсийа [7]. О причинах появления этих арсиев (аорсов) в хазарской столице Итиль, Масуди говорит следующее: «В давние времена после возникновения ислама в их стране разразилась война и вспыхнула чума, и они переселились к хазарскому царю», а далее сообщает о социальном положении этих аорских наемников: «Они доблестны и храбры и служат главной опорой царя в его войнах. Они остались в его владениях на определенных условиях, одним из которых было то, что они будут открыто исповедовать свою веру.., также, что должность царского вазира будет сохраняться за ними, как и в настоящее время вазиром является один из них, Ахмад б. Куйа... В настоящее время около 7 тыс. из них садятся на коней вместе с царем, вооруженные луками, облаченные в панцири, шлемы и кольчуги. Среди них имеются и копейщики...» [7, с. 194]. То, что в Хорезме в X—XI вв. действительно существовало аланское население, подтверждает знаменитый хорезмский ученый ал-Вируни. В связи с наводнением реки Джейхун, часть жителей Хорезма переселилась на побережье Хазарского (Каспийского) моря; «это род аланов и асов, и язык их теперь смешанный из хорезмского и печенежского» [8].

Археологические материалы указывают на связи алан Северо-Восточного Прикаспия не только с Поволжьем, Кавказом и Боспором, но и с Хорезмом уже во II—III вв. [9], а истоки этих связей уходят в более отдаленные времена Балха.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сарматское племя аорсов, район расселения которых в китайских источниках II в. до н. э. — I в. н. э. назван Яньцай, а затем Аланья — Алания, стало одной из основ формирования раннесредневековых алан. Но не единственной, ибо в этом процессе приняли участие и древние иранцы Средней Азии.

Ибн-Русте (X в.) свидетельствует, что кавказские аланы делятся на четыре племени, из которых почет и власть принадлежат племени «Рухсас», что означает «Светлые асы» [10, 11]. Следовательно, асы не только входили в состав аланского объединения, но и возглавляли его. Приведем еще сообщение довольно позднего (XV в.) автора — генуэзца Иосафата Барбаро, побывавшего на Дону и в Предкавказье и заставшего свежую память об аланах: «Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются «ас» [12]. Согласно Барбаро, «Ас» — самоназвание алан.

Еще один интересный факт явствует из арабских, персидских и русских хроник, так часть протоболгар (внутренние оногуры –  черные болгары или болгары Баяна), живших на територии Хазарского каганата, соседними народами также назывались “асы или ясы”.

Некоторые историки (А.П. Смирнов, В.Т. Сиротенко, А. Бурмов) прямо заявляют о сарматском происхождении протоболгар [13, 14, 15].

Однако, тот факт, что все общества, созданные этими народами, были организованы в трехклассовую систему, никто из ученых не отрицает. Интересно при этом то, что каждый класс характеризировался определенным цветом (кастами, варнами). Само слово «каста» - означает цвет, то же означает и «варна» в санскрите. В первую, высшую касту входили жрецы, племенные вожди и сословие благородников, отличающихся знаками и одеждой белого цвета. Вторую касту составляли военные, отличающиеся красным цветом. К третьей касте причислялись люди ручного труда – крестьяне, ремесленники, торговцы, которые различались разными цветами - зеленый, голубой, желтый. От цветовой идентификации каст произошла комбинация цветов и в национальных триколорах большинства современных индоевропейских государств.

У индоевропейцев представителей жреческой - “белой касты” называли брахманами. Их считали “мудрыми и учеными сыновьями ”бога Бхригу, что значит “блестящий”. Сам Бхригу является сыном верховного бога Брахмы. Основа всех этих слов: брахман, Бхригу и Брахма, является сочетание “брг”, которая в силу фонетической трансформации р л в языке древних иранцев превратилась в “блг”. Так, основу болгарского этнонима “блг” можно прямо извлечь из этих священных для индоевропейцев религиозных понятий, означающих “блестящий, белый”.

Название “асы” в свою очередь восходит к тохарскому этнониму “арсы”, позднее трансформированному в “аорсы” – белые люди. В языке современных осетин, наследников древних алан, “аорс” означает “белый”. Хазары, которые тоже были этнически близки древним болгарам, имели этноним, который, согласно некоторым историкам, можно вывести из скифского слово “кос” - белый и общеиранской наставкой “ар” - человек. В древних русских летописях этноним “хазары” записывали как “косары (козаре)”, что можно буквально перевести как “белые люди”. Древнее название “кос-сак” (казак) славянизированного иранского населения Хазарии и Старой Великой Болгарии звучит как – белый сак.

Итак, древние болгары и родственные им сарматские (иранские) народы выбрали для себя этнонимы, имеющие смысл «благородные, белые, светлые люди». Имея ввиду господствующие в те времена религиозно-космологические представления, однозначно воспринимаемые от Персии до Китая, выражали семантику своих этнонимов с категорией “белые”. С точки зрения древней биполярной философиии Ирана (Зороастризм) и Китая ДАО, Инь и Ян), в этой категории заключено самое глубокое и положительное содержание в истории и культуре человечества.

Рядом историков было высказано предположение и об иранском начале этнонима русы (от иранского ors, uors - белый). Г.В. Вернадский считал росами (а также роксолан и Hroos Псевдо-Захарии) восточную группу антов, родоначальников Черняховской культуры, проживавших к северу от Азовского моря. Лингво-топонимические изыскания О.Н. Трубачева показали, что в Причерноморье наряду с иранским, длительное время сохранялся и индоарийский этнический элемент. Вероятнее всего, этноним русь произошел от индоарийской основы (rukhsa/ ru(s)sa - светлый, белый). Положения лингвистов об иранском (или индоарийском) происхождении этнонима русь нашли историко-археологическое подтверждение. По мнению В.В. Седова слово «Русь» - ославяненный этноним, вошедший в обиход в славянском мире в позднеримский период, когда в процессе славяно-иранского симбиоза формировались анты [16]. Самоназвание Болгар, самого выдающегося клана сарматов в Северном Причерноморье и Северном Прикавказье также означало светлые, белые, благородные (от праиндоевропейской основы brg – белый, высокий, которая имеет ностратическое соответствие br – белый) [17].

Таким образом, на основе симбиоза болгар и роксолан и возник новый народ – Росы (Русы), проживающие на «Росской земле». Сами термины Росомоны, роксаланы – аланроссы, имеют в своей основе корень «Рос», на осетинском языке «Рухс», что означает – светлый. Рокс(рухс)аланы – были одним из сарматских племен в первых веках н.э. И М.Ломоносов и Н. Татищев связывали происхождение Руси именно с этими народами.

С приходом норманнов название местности видоизменилось с «Росской» на «Русскую».

Хазары овладели Причерноморской степью, изгнали оттуда часть болгар и алан, и включили эти земли в свое государственное образование, положив конец существованию «росов», оттеснив их на Донец и средний Дон.

Однако в IX в. на «Росской земле» возникает славянское государство – Киевская Русь.

В середине X в. - в Хазарии начинается гражданская междоусобица с племенами «асиев» (донские асы, ясы), «турку» (гузы) и «найнил» (печенеги, в русских летописях именуемых торками), степных кочевников, отличающихся от оседлых алан. То, что асы вместе с гузами и печенегами выступили против хазар, свидетельствовало о том, что они в составе Хазарского Каганата сохраняли свою автономию и более не желали мириться с господством хазар-иудеев.

Хазары, со своей стороны попросили о помощи алан и совместно с ними подвергли этнической чистке эти народы, заодно пострадали и жившие рядом с ними славяне.

За помощью к аланам они обратились по причине того, что крупнейшее воинское подразделение – Тьма, отказалась участвовать в братоубийственной войне.

Обратим теперь внимание на Тьму (Тумын) – 10 тысяч, представлявшей собой крупнейшее профессиональное подразделение хазарской военной организации, костяк которой составляли, Ал-арсии (лариссии, арсии), родственные асам, аланам, болгарам и хазарам, переселившимся в Хазарию из Хорезма и поступвшим на службу к хазарскому кагану. Язык этих арсиев состоял из смеси иранских и тюркских элементов, т.е. представлял собой незавершенный процесс перехода от иранского к тюркскому.

Тьма (Тумын), согласно Масуди, представляла собой 7 тысяч хорошо вооруженных арсиев, которые составляли костяк хазарского войска. Дополнительно к ним присоединялось 3 тысячи хорошо подготовленных воинов и таким образом составлялся Тумын (Тьма) – 10 тысяч.

Благодаря этому войску Хазарский Каганат и мог властвовать над обширной территорией с ее разноплеменным населением [18]. Поначалу это войско состояло из 12 тысяч человек, не получающих содержания, но обязанных явиться по первому требованию кагана. В мирное время эти воины занимались внутренними делами государства и были своего рода милицией. В дальнейшем войско сократилось до 10 тысяч человек и стало называться Тьмой, однако его костяк (7 тысяч) стал оплачиваться, а остальные воины по-прежнему довольствовались военной добычей.

В конце Х в. Русское государство разгромило Хазарское царство. После этого разгрома Святослав закрепил за Русью Подонье и берега Керченского пролива.

После этого по Дону и Донцу распространяется русская колонизация. К ХI в. Саркел (Белая Вежа) становится русским городом. Наряду с Саркелом, на берегу Керченского пролива возникает русское Тмутараканское княжество, название которого соответствует хазарскому «Тумын-тархан», первая часть которого сохранилась в современном названии Тамань (тумын, тьма), а Тархан - значило «управитель». Арабы называли это княжество Артанией, в качестве основных аргументов указывая на тот факт, что река Кубань в древности называлась Вартан (Вардан). Созвучие с именем главной реки края и могло дать название этому территориально-политическому образованию.

Тмутараканское княжество стало русской областью, основную дружину которого составили арсии – бывшие профессиональные воины хазарского каганата, известные в русской летописи, как казяг (касак).

Русский князь Мстислав, сумел подчинить себе касогов и остатки тумэна хазарских воинов - арсиев (казяг) и полностью проникся их идеологией - «Верой Предков».

(Примечание: В русском языке - «КАК», по казачьи «ЭК», а в украинском «ЯК»).

Летопись свидетельствует, что дружина Мстислава, выступившего в 1023 г. на завоевание отцовского наследия, состояла из касогов и хазар и что после битвы на Листвене Мстислав очень радовался, что из его войска погибли только северяне, тогда как его личная дружина осталась целой и невредимой [19]

Тмутараканское княжество явилось колыбелью казачества, которое как единое целое, сложилось из следующих народностей: Торки (гузы), Берендеи (берсула, черные клобуки); Касаки (касоги, казяг) - касары – арсии (Черкасы), и остатков уцелевших Асов (ясов) Подонья.

Термины Касак: «кас» – свободный, вольный, «ак» - глава, старший рода; Черкас - чери (čärig) – войско, «кас» – вольный воин.

Чери – означает войско, созвучно санскритскому čärig. Индийское происхождение слова чериčärig имеет древние корни, идущие из эпохи индоевропейской общности.

Касары (хазары) в державе Мстислава господствовали численно. Они и положили начало славянским диалектам казачьего языка, в то время как Касаки (касоги и асы) насытили его туранскими корнями, которые слились с казачьей речью органически, приобрели славянские формы и подчинились славянским грамматическим законам.

А что же Асы, Арсии, исчезли, ассимилировались?

Нет, не исчезли, их прямые потомки – казаки и осетины, которые очень много переняли у болгар.

Особенно это заметно в казачьих наречиях, как никаких других несущих в себе печать всех крупных перемен, выпавших на долю наших предков. Причин различия их говоров не удастся понять без изучения условий, в которых они появились, т.е. вне истории этих народов. Народы, составившие казачье сословие, в течение многих веков тесно общались на просторах евразийских степей, часто в границах одного и того же государства (Алания, Хазария, Тмутаракань). В тысячелетнюю эпоху совместного проживания эти народы заимствовали друг у друга культурные навыки, черты быта, религиозные воззрения, создавали комплекс той особенной степной культуры, однородность которой проявляется во всех археологических памятниках. Постепенно нивелировались и языки. В бассейне Дона и Приазовья больше проживало племен, носителей славянского языка. Меото-Касары численно господствовали в Тмутаракани в державе Мстислава Храброго. Аланы и асы насытили его туранскими корнями, которые слились с казачьей речью органически, приобрели славянские формы и подчинились славянским грамматическим законам. Соответствующим образом развивалось и украинское наречие днепровских казаков. Судя по памятникам древнерусской письменности, нынешний украинский язык в древности широко был распространен только по западным областям Киевской Руси. Его первичные формы принадлежали Волыни, Галичине и Червоной Руси. Но киевские князья, начиная с Владимира Святославича, пополняли редкое земледельческое население вдоль степной границы принудительными выводами населения с запада. Таким образом, широкая полоса новопостроенных городов пограничья оказалась заселена людьми украинской речи, а именно с ними больше всего пришлось общаться Черным Клобукам. Тут же размещали они свои семьи и именно тогда среди них укоренилось украинское наречие, которое обратилось в полтавский диалект Запорожцев.

С другой стороны, восприняв формы чужого диалекта, Казаки во многих случаях сохранили и особенности языка своих кавказских предков. Насыщенность туранскими корнями характеризует его настолько, что в старое время на Руси казачья речь считалась славянско-татарской. Она также не усвоила северно-русского "оканья" и типично-русского "полногласия" (полногласное "молод" — неполногласное "млад", "дерево" — "древо", "полымя" — пламя" и т.п.). На частое употребление "неполногласных" в казачьих народных говорах обратил внимание донской фольклорист А.М. Листопадов. А в то же время сов. филолог-гебраист Н.А. Мещерский видел в неполногласности одно из характерных свойств языка Казарских Славян [20]. К той же древней категории относится и отсутствие среднего рода в речи большинства Казаков. Как общее правило, в народе им не пользуются Донцы и все те, кто повел от них свой род. Древние реликты кавказского старо-славянского языка особенно приметны в речи Некрасовцев, последние века лишенных общения с русским и украинским языками, а потому избежавших их влияния. Эта особенность присуща именно туранским наречиям. До сих пор казачьи диалекты изучены мало, а вопрос о языке Кавказских и Казарских Славян все еще находится в стадии предположений. Некоторые исторические данные говорят о том, что этот казачий праязык был родственным древнеболгарскому языку и что св. Кирилл, посетив Казарию, ознакомился с ним ближе, а после, при переводах пользовался его словами и некоторыми грамматическими формами. Разрешения вопроса следует искать в старинных рукописных книгах на древнеславянском языке.

Однако, помимо языка - существуют неоспоримые факты того, что кубанские и азовские казаки ведут свои корни как от асов, так и от болгар.

Первый факт – это их самоназвание Ас-сак (на «балачке» (говор гребенского и терского казачества) означающий Ас – духовный, высший, благородный, Сак – секира, сечь. Отсюда именно и возникло понятие Запорожская сечь, подразумевающее вольное, свободное, благородное войско.

Другим подтверждением является бритая голова и «осередец», перенятый от болгар.

Неоспоримое свидетельство преемственности – уникальная идеология, известная как «Вера Предков», имеющая название Триглав, тамги с которой находят в большом количестве на Северном Кавказе, Северном Причерноморье и Дону в могильниках алан, роксаланов и асов и которая в настоящее время украшает герб Украины.

Ну и наконец, уникальное боевое искусство Триглав, настолько самобытное, отражающее смысл и понятия древнейшей индоираноевропейской цивилизации, не имевшее в свое время себе равных и хранившемся в глубочайшем секрете от чужих глаз, передававшееся из поколения в поколение на особом, Хатынском (по-казачьи) или Хатиагском (осетин.) языке, в боевых танцах и джигитовках.

Да и само слово «ПЛЯСАТЬ» явно происходит от пол (т.е. помост) или поле и неупотребляемого более глагола ясать (т.е. сиять, блистать искусством телодвижений), от которого и предков наших называли ясами – блестящими.

Таким образом, Аланы и Болгары и есть Черкассы - наши предки.

А как же асы (арсии) – профессиональные, непобедимые воины?

И они никуда не исчезли, а получили другое название – харии, характерники, пластуны, которые как и прежде, всегда оставались лучшими воинами, костяком казачьих дружин.

 



1. Страбон. География. XI.8.2./пер. Ф.Г.Мищенко, с.521

2. Lozinski B. Philip. The original Homeland of the Parthians. 1959. p.17

3. Бичурин Н.Я. Собрание сведений. III. с.161-162

4. Грум-Гржимайло Г.Е., с.526 Franke Beiträge aus chinesiischen Quellen zur Kenntnis der Türkvölker und Skythen Zentralasiens//Abhandlungen d. Kön. Preuss. Akad. d.Wissenschaft. 1904, s. 46

5. Validy Togan Z. Reisebericht. s. 14, 125, 137

6. Баскаков Н.А. Тюркские языки. с. 102, 103

7. Mинорский В. Ф. История Ширвана и Дербента X—XI вв. М., 1963., с. 193

8. Волин С. К истории древнего Хорезма. ВДИ, 1941, 1., с. 194

9. Скалой К. М. О культурных связях Восточного Прикаспия в позднесарматское время. Археологический сборник Гос. Эрмитажа, вып. 2, 1961., с. 114—140

10. Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X вв. по Р. хр. о Кавказе, Армении и итало-русских связей в XV в. Перев. Е. Ч. Скржинской. Л., 1971., с. 51

11. Н u d u d а 1 A I a m. Translated and explained by V. Minorsky. London, 1937., с. 445

12. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану. Барбаро и Контарини о России. К истории Азербайджана. СМОМПК, вып. XXXII. Тифлис, 1903., с. 137.

13. A.P. Smirnov, Volzhkie bulgary - Trudy GIM, vyp. XIX, M., 1951;

14. V.T. Sirotenko,. Osnovnye teorii proishozhdenija drevnih bulgar i pis’mennye istochniki IV-VII vv. - Uchjenye zapiski PGU im. Gor’kogo, XX, vyp.4 - istoricheskie nauki. Perm’, 1961, s 41;

15. Al.Burmov. K’m v’prosa za proizhoda na prab’lgarite, s.42-44. - V: Izbrani s’chinenija, I. S., 1968.

16. Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. С. 51-52.

17. Иванов И. Т. По пътя на българския етноним. Алфамаркет. Стара Загора. 2005.

18. Караулов Н.А. Сведения//СМОМПК. т.XXXVIII, с.43, 45.

19. Повесть временных лет. I. с.99, 100.

20. Н. А. Мещерский, История Иудейской войны Иосифа Флавия в древне-русском переводе. М.Л. 1958 г., стр. 91-93.